Письмо Министерства образования и науки РФ
от 4 февраля 2005 г. N 03-113
"О проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников
9-х классов по новой форме"
Одним из направлений эксперимента по введению профильного
обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих
программы среднего (полного) общего образования (далее - эксперимент)
в 2004/2005 учебном году является разработка и апробация новой
системы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов
общеобразовательных учреждений. При этом продолжается разработка
новой формы экзаменов и системы новых экзаменационных заданий
по русскому языку и алгебре. В 2004/2005 учебном году начинается
разработка новой формы экзаменов и системы новых экзаменационных
заданий в части предметов по выбору выпускника. В качестве предметов
по выбору для экспериментальной работы планируются география и
история. Демонстрационные варианты текстов экзаменационных работ
для проведения экзаменов по географии и истории будут представлены
для обсуждения на семинаре региональных и муниципальных руководителей
эксперимента и методистов, который планируется провести в Москве
10-11 марта 2005 г.
К участию в семинаре приглашаются:
- региональные координаторы эксперимента;
- специалисты, отвечающие за организацию проведения государственной
(итоговой) аттестации в новой форме на муниципальном уровне (по
одному человеку от каждого муниципального образования, участвующего
в эксперименте);
- специалисты по математике, русскому языку, истории и географии
(по четыре человека от каждого муниципального образования, участвующего
в эксперименте).
С целью подготовки и организации проведения в 2005 году государственной
(итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме, необходимо
до 20 февраля 2005 года представить в Департамент государственной
политики в образовании Минобрнауки России Суматохину Сергею Витальевичу
(тел. факс (095) 229-25-62) по адресу: Тверская ул., д. 11, г.
Москва, 125993, следующую информацию по экспериментальным муниципальным
образованиям:
1. Планируемое количество образовательных учреждений, участвующих
в проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников
9-х классов по алгебре, русскому языку, истории и географии в
новой форме.
2. Планируемое количество классов, участвующих в проведении государственной
(итоговой) аттестации выпускников 9-х классов по алгебре, русскому
языку, истории и географии в новой форме.
3. Планируемое количество обучающихся 9-х классов, которые будут
проходить государственную (итоговую) аттестацию по алгебре, русскому
языку, истории и географии в новой форме (по каждому предмету).
4. В целях определения тиражей и подготовки комплектов экзаменационных
материалов, просим указать необходимое количество экзаменационных
работ по алгебре и русскому языку в соответствии с выбранной моделью.
В 2004/2005 учебном году по алгебре будут сохранены две формы
экзаменационной работы - Модель 1 и Модель 2. Право выбора модели
планируется сохранить. Модель 1 характеризуется тем, что ее первая
часть представлена в виде набора заданий с выбором ответа и со
свободным ответом, а вторая содержит задания, требующие письменной
записи решения. Модель 2 разработана на основе модели экзамена,
проводимого по "Сборнику заданий для проведения письменного
экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс" авторов
Л.В. Кузнецовой и др., ее отличает увеличение диапазона сложности
заданий и изменение соотношения первой и второй частей.
В 2004/2005 учебном году будут сохранены две формы экзаменационной
работы по русскому языку - Модель 1 и Модель 2. Различия между
ними, как и в прошлом учебном году, будет заключаться в формах
предъявления заданий, объеме исходных текстов, в особенностях
проведения экзаменационной работы. Экзаменационная работа по Модели
1 состоит из трех частей, которые последовательно выполняются
учащимися. Выполнение трех частей обязательно для всех учащихся
независимо от выбранного профиля. Первая часть представляет собой
анализ воспринимаемого на слух текста. Вторая часть - сжатое изложение
этого текста. Третья часть экзаменационной работы - написание
небольшого по объему сочинения-рассуждения по прослушанному тексту.
Экзаменационная работа по Модели 2 также состоит из трех частей,
которые последовательно выполняются учащимися. Выполнение трех
частей обязательно для всех учащихся независимо от выбранного
профиля. Первая часть - подробное изложение текста. Вторая часть
работы - анализ печатного текста и сопоставление его с текстом
изложения. Третья часть экзаменационной работы - написание небольшого
по объему сочинения- рассуждения на основе прослушанного и прочитанного
текстов.
Рассылка демонстрационных версий текстов экзаменационных работ
по алгебре и русскому языку и экзаменационных материалов для проведения
экзаменов по выбору планируется на 1 апреля 2005 г.
Заместитель директора И.М. Реморенко