Приказ Министерства образования и науки РФ
от 5 мая 2005 г. N 132
"Об утверждении Положения о Департаменте государственной
молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства
образования и науки Российской Федерации"
В соответствии с Положением о Министерстве образования
и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, с изменениями и
приказом Минобрнауки России от 20 января 2005 г. N 9/к "Об
утверждении структуры центрального аппарата Министерства образования
и науки Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте государственной
молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства
образования и науки Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ Минобрнауки России от 24 сентября
2004 г. N 79 "Об утверждении Положения о Департаменте по
государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите
детей Министерства образования и науки Российской Федерации".
Министр А. Фурсенко
ПоложениеДепартаменте государственной молодежной политики,
воспитания и социальной защиты детей Министерства образования
и науки Российской Федерации
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 5 мая 2005
г. N 132)
I. Общие положения
1. Департамент государственной молодежной политики,
воспитания и социальной защиты детей (далее именуется - Департамент)
является структурным подразделением Министерства образования и
науки Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке
и обеспечению реализации и нормативно-правового регулирования
государственной молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства
в отношении несовершеннолетних, психолого-педагогической поддержки,
социально-педагогической поддержки, социально-правовой защиты
обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, специального
образования, дополнительного образования детей.
2. Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации, международными договорами
Российской Федерации, Положением о Министерстве образования и
науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 июня 2004 г. N 280, с изменениями, постановлением
Правительства Российской Федерации от 10 марта 2005 г. N 123 "О
полномочиях Министерства образования и науки Российской Федерации
по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание в семьи", а также настоящим Положением.
3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии
с федеральными службами и агентствами, находящимися в ведении
Министерства, другими федеральными органами исполнительной власти,
департаментами Министерства, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, общественными организациями и объединениями.
II. Полномочия
4. Департамент в целях выработки и обеспечения реализации
государственной политики в установленной сфере деятельности осуществляет
следующие полномочия:
4.1. Разрабатывает предложения по формированию государственной
политики в установленной сфере деятельности и определению приоритетных
направлений ее развития;
4.2. Разрабатывает и (или) участвует в разработке проектов федеральных
законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации и другие документы, относящиеся
к установленной сфере ведения Департамента;
4.3. Разрабатывает план работы и прогнозные показатели деятельности
Департамента, а также предложения к проекту плана работы и прогнозным
показателям деятельности Министерства;
4.4. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,
федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
разрабатывает проекты следующих нормативных правовых актов:
4.4.1. Порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации
кадров сферы государственной молодежной политики, воспитания,
опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, психолого-педагогической
поддержки, социальной поддержки и защиты обучающихся и воспитанников
образовательных учреждений, специального образования, дополнительного
образования детей, включая профессиональное образование, подготовку,
переподготовку и повышение квалификации руководящих кадров и специалистов
в федеральных образовательных учреждениях;
4.4.2. Перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются
профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных
учреждениях для сферы молодежной политики, воспитания, психолого-педагогической
поддержки, социально-педагогической поддержки, социально-правовой
защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений,
специального образования, дополнительного образования детей;
4.4.3. Федеральные требования к образовательным программам дополнительного
образования детей, индивидуально-ориентированным коррекционно-развивающим
программам;
4.4.4. Порядок аттестации руководящих кадров и специалистов сферы
молодежной политики, воспитания, психолого-педагогической поддержки,
социально-педагогической поддержки, социально-правовой защиты
обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, специального
образования, дополнительного образования детей, а также установления
образовательных цензов для данных работников;
4.4.5. Порядок передачи гражданам детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание, в том числе усыновление (удочерение);
4.4.6. Порядок деятельности представительств специально уполномоченных
иностранными государствами органов и организаций по усыновлению
(удочерению) детей на территории Российской Федерации;
4.4.7. Порядок создания, функционирования и развития сети специальных
учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, учреждений
органов по делам молодежи; специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
образовательных учреждений дополнительного образования детей;
оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для
детей, нуждающихся в длительном лечении; учреждений начального,
среднего и высшего профессионального образования, осуществляющих
профессиональную подготовку инвалидов; образовательных учреждений
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи; образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей; общеобразовательных школ-интернатов;
кадетских школ и кадетских школ-интернатов; службы практической
психологии образования; психолого-медико-педагогических комиссий;
иных учреждений и служб сферы молодежной политики, воспитания,
психолого-педагогической поддержки, социально-педагогической поддержки,
социально-правовой защиты обучающихся и воспитанников образовательных
учреждений, специального образования, дополнительного образования
детей; а также по регламентации деятельности дошкольных учреждений
компенсирующего и комбинированного вида;
4.4.8. Формы документов государственного образца и порядок их
выдачи в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
VIII вида;
4.4.9. Порядок проведения экспертизы учебников для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений всех видов;
4.4.10. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
к использованию при осуществлении образовательного процесса в
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях всех видов;
4.4.11. Федеральные компоненты государственных образовательных
стандартов, федеральные требования к содержанию образования в
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида;
4.4.12. Порядок формирования и обеспечивает ведение Федерального
реестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной
поддержкой;
4.4.13. Нормативные правовые акты по другим вопросам, относящимся
к установленной сфере деятельности Департамента;
4.5. Координирует формирование и реализацию федеральных целевых
и иных программ в части своей компетенции в установленной сфере
деятельности;
4.6. Разрабатывает и осуществляет совместно с департаментами Минобрнауки
России, заинтересованными органами государственной власти, общественными
объединениями и организациями систему мер по обеспечению охраны
прав и законных интересов, воспитанию, профилактике безнадзорности,
правонарушений, наркомании и ВИЧ/СПИДа детей и молодежи, их психолого-педагогической,
социально-педагогической поддержки, социально-правовой защиты;
развитию систем специального образования, дополнительного образования
детей, а также по поддержке одаренных детей и молодежи, формированию
здорового образа жизни у детей и молодежи, развитию детско-юношеского,
студенческого и молодежного спорта, созданию правовых условий
для решения социальных, материальных и жилищных проблем молодых
граждан, каникулярной занятости (отдыха, оздоровления и сезонной
трудовой занятости) обучающихся;
4.7. Участвует в разработке предложений по приоритетным направлениям
международного сотрудничества в установленной сфере деятельности
и обеспечению их реализации;
4.8. Осуществляет координацию информационно-аналитического, научного,
методического обеспечения в установленной сфере деятельности;
4.9. Обобщает практику применения законодательства Российской
Федерации и проводит анализ реализации государственной политики
в установленной сфере деятельности;
4.10. Обеспечивает деятельность федерального банка данных о детях,
оставшихся без попечения родителей;
4.11. Осуществляет в установленном порядке подготовку документов
для решения вопроса по выдаче разрешений на открытие представительств
специально уполномоченных иностранными государствами органов и
организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской
Федерации, обеспечивает контроль за их деятельностью;
4.12. Разрабатывает меры по поддержке и развитию находящихся в
ведении Минобрнауки России и Федерального агентства по образованию
образовательных и иных учреждений и организаций (в т.ч. всероссийских
детских центров "Орленок" и "Океан"), согласовывает
программы, планы и основные направления их деятельности, а также
осуществляет координацию и контроль их деятельности в пределах
своей компетенции;
4.13. Готовит предложения для представления в Правительство Российской
Федерации о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных
предприятий и учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства
по образованию;
4.14. Проводит в установленном порядке конкурсы и готовит предложения
по заключению государственных контрактов на размещение заказов
на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
4.15. Формирует и утверждает в рамках компетенции Департамента
план и порядок проведения мероприятий для руководящих, педагогических
работников, специалистов в установленной сфере деятельности;
4.16. Определяет основные направления развития системы информационного
обеспечения сферы государственной молодежной политики, воспитания,
социальной защиты, специального образования, дополнительного образования
детей, формирования детских и молодежных информационных ресурсов,
молодежного информационного пространства;
4.17. Определяет порядок создания и развития инновационной инфраструктуры
в установленной сфере деятельности;
4.18. Участвует в формировании и утверждает календарь всероссийских
массовых мероприятий с обучающимися, за исключением всероссийских
олимпиад школьников, способствует его реализации;
4.19. Участвует в организации разработки проектов нормативных
правовых актов в части лицензирования, аттестации и государственной
аккредитации образовательных учреждений и их филиалов по реализуемым
ими образовательным программам, а также по оценке качества образования,
в установленной сфере деятельности;
4.20. Организует прием граждан в соответствии с компетенцией Департамента;
4.21. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности,
если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными
правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации;
4.22. Готовит предложения по профессиональной подготовке, переподготовке,
повышению квалификации и стажировкам работников Департамента.
5. Департамент в целях реализации полномочий в установленной сфере
деятельности имеет право:
5.1. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения,
необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Департамента
вопросам;
5.2. Проводить оценку хода реализации федеральных целевых программ
в установленной сфере деятельности;
5.3. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов,
отнесенных к сфере деятельности Министерства, специалистов федеральной
службы и федеральных агентств, находящихся в ведении Минобрнауки
России, научные и иные организации, ученых и экспертов;
5.4. Созывать и проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию
Департамента, с участием при необходимости работников Департаментов
Министерства и специалистов федеральной службы и федеральных агентств,
находящихся в ведении Минобрнауки России, руководителей органов
управления образованием субъектов Российской Федерации и руководителей
образовательных учреждений;
5.5. Создавать экспертные группы, а также советы, комиссии, рабочие
группы в установленной сфере деятельности Департамента;
5.6. Вести служебную переписку с органами государственной власти
и управления, органами местного самоуправления; общественными
объединениями и организациями по вопросам, входящим в компетенцию
Департамента;
5.7. Готовить предложения по изданию в установленном порядке информационных
бюллетеней, методических и иных материалов, сборников, аналитических
обзоров, справочников и других печатных изданий в установленной
сфере деятельности;
5.8. Готовить предложения для учреждения в установленном порядке
печатных средств массовой информации для публикации нормативных
правовых актов, официальных объявлений, размещения других материалов
по вопросам в установленной сфере деятельности;
5.9. Готовить предложения по учреждению в установленном порядке
знаков отличия в сфере образования и государственной молодежной
политики и представления к награждению ими работников в указанных
областях.
6. Департамент в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять
полномочия по контролю и надзору и руководствуется в этом вопросе
положениями пункта 7 Положения о Министерстве.
III.Организация деятельности
7. Департамент возглавляет директор, назначаемый
на должность и освобождаемый от должности Министром образования
и науки Российской Федерации.
Директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных
на Департамент полномочий и реализацию государственной политики
в установленной сфере деятельности.
Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых
от должности Министром образования и науки Российской Федерации.
Количество заместителей директора устанавливается Министром.
8. Структурными подразделениями Департамента являются отделы по
основным направлениям деятельности Департамента.
9. Директор:
9.1. Распределяет обязанности между своими заместителями;
9.2. Утверждает положения о структурных подразделениях (отделах)
Департамента и должностные инструкции работников;
9.3. В установленном порядке готовит предложения о назначении
на должность и освобождении от должности работников Департамента;
9.4. Готовит предложения по структуре и штатному расписанию отделов
Департамента в пределах установленных Правительством Российской
Федерации фонда оплаты труда и численности работников Министерства;
9.5. Готовит проекты приказов, имеющих нормативный характер, а
по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности
Департамента - ненормативного характера;
9.6. Издает распоряжения по вопросам работы Департамента;
9.7. Подчиняется непосредственно заместителю Министра образования
и науки Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.
10. Департамент имеет бланки установленного образца.