Приказ Министерства образования и науки РФ
от 17 марта 2005 г. N 78
"Об утверждении Положения о Департаменте государственной
политики в образовании Министерства образования и науки Российской
Федерации"
В соответствии с Положением о Министерстве образования
и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, и приказом Минобрнауки
России от 20 января 2005 г. N 9/к "Об утверждении структуры
центрального аппарата Министерства образования и науки Российской
Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте государственной
политики в образовании Министерства образования и науки Российской
Федерации.
2. Считать утратившим силу приказ Минобрнауки России от 24 сентября
2004 г. N 76 "Об утверждении Положения о Департаменте государственной
политики в сфере образования Министерства образования и науки
Российской Федерации".
Министр А. Фурсенко
Положение
о Департаменте государственной политики в образовании Министерства
образования и науки Российской Федерации
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 марта
2005 г. N 78)
I. Общие положения
1. Департамент государственной политики в образовании
(далее именуется - Департамент) является структурным подразделением
Министерства образования и науки Российской Федерации по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере образования.
2. Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией
Российской Федерации, федеральными и конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации, международными договорами
Российской Федерации, Положением о Министерстве образования и
науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280, приказами и распоряжениями
руководства Министерства, а также настоящим Положением.
3. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии
с федеральными службами и агентствами, находящимися в ведении
Министерства, другими федеральными органами исполнительной власти
и департаментами Министерства, органами управления образованием
субъектов Российской Федерации, образовательными учреждениями,
общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
4. Департамент осуществляет следующие полномочия:
4.1. Организует разработку предложений по формированию государственной
политики в области образования и определении приоритетных направлений
развития образования;
4.2. Разрабатывает и (или) участвует в разработке проектов федеральных
законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации, а также других документов,
по которым требуется решение Правительства Российской Федерации
по вопросам, относящимся к сфере ведения Департамента;
4.3. Разрабатывает предложения по проекту плана работы и прогнозным
показателям деятельности Министерства;
4.4. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,
федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов
Президента Российской Федерации организует разработку проектов
следующих нормативных правовых актов:
4.4.1. Порядка подготовки, переподготовки и повышения квалификации
кадров, включая профессиональное образование, подготовку, переподготовку
и повышение квалификации рабочих и специалистов в федеральных
образовательных учреждениях;
4.4.2. Перечня профессий (специальностей), по которым осуществляются
профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных
учреждениях и общероссийских классификаторов в области образования;
4.4.3. Положения и порядка создания филиалов федеральных государственных
учреждений высшего и среднего профессионального образования;
4.4.4. Форм документов государственного образца об уровне образования
и (или) квалификации, порядка их выдачи;
4.4.5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных)
к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию;
4.4.6. Порядка проведения экспертизы учебников;
4.4.7. Федеральных компонентов государственных образовательных
стандартов, федеральных требований к содержанию образования, общеобразовательным
(дошкольным, начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования) и профессиональным (начального, среднего и
высшего образования) образовательным программам, учебным планам;
4.4.8. Положения об итоговой аттестации выпускников образовательных
учреждений;
4.4.9. Положения о формах получения выпускниками образовательных
учреждений золотой и серебряной медалей;
4.4.10. Порядка приема всех категорий обучающихся в образовательные
учреждения;
4.4.11. Порядка перевода обучающегося из одного учебного заведения
в другое;
4.4.12. Порядка развития многоуровневой непрерывной системы профессиональной
подготовки и повышения квалификации кадров;
4.4.13. Порядка формирования федеральной системы подготовки и
переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений
и работников органов управления образованием;
4.4.14. Положения о порядке замещения должностей работников государственных
образовательных учреждений высшего профессионального образования;
4.4.15. Порядка аттестации руководящих и педагогических работников
государственных и муниципальных образовательных учреждений, а
также установления образовательных цензов для педагогических работников;
4.5. Нормативных правовых актов по другим вопросам, относящимся
к сфере деятельности Департамента.
4.6. Принимает участие в обобщении практики применения законодательства
Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной
политики в сфере образования;
4.7. Готовит предложения в пределах своей компетенции по защите
сведений, составляющих государственную тайну;
4.8. Готовит предложения по профессиональной подготовке, переподготовке,
повышению квалификации и стажировке работников Департамента;
4.9. Организует экспертизу учебников для принятия решения об их
использовании в образовательном процессе образовательных учреждений;
4.10. Участвует в организации разработки проектов нормативных
правовых актов в части лицензирования, аттестации и государственной
аккредитации образовательных учреждений и их филиалов по реализуемым
ими образовательным программам, а также по оценке качества образования;
4.11. Готовит предложения по выработке государственной национальной
образовательной политики и государственной языковой политики в
сфере этнокультурного и дополнительного образования в интересах
обеспечения единства образовательного пространства и консолидации
многонационального, многоконфессионального российского общества;
4.12. Формирует политику в части подготовки федеральных целевых,
отраслевых, научных, межведомственных программ в сфере образования;
4.13. Формирует приоритетные направления федеральных целевых программ
в области образования и организует координацию их реализации;
4.14. Участвует в организации порядка установления федеральным
органам исполнительной власти, другим распорядителям средств федерального
бюджета, имеющим в ведении образовательные учреждения профессионального
образования, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет
средств федерального бюджета;
4.15. Участвует в мониторинге и определении эффективности функционирования
региональных систем образования;
4.16. Участвует в разработке положения об аспирантуре и докторантуре
в высших учебных заведениях независимо от их ведомственной принадлежности;
4.17. Участвует в разработке международных проектов и программ
в области образования и науки совместно с международными организациями;
4.18. Участвует в разработке нормативных актов о подтверждении,
признании и установления эквивалентности документов об уровне
образования и (или) квалификации за рубежом в соответствии с международными
договорами Российской Федерации;
4.19. Осуществляет координацию деятельности Совета руководителей
органов управления образованием субъектов Российской Федерации,
Межведомственной комиссии по русскому языку, Межведомственного
совета по образованию, Федерального совета по учебникам, других
советов, комиссий в сфере образования;
4.20. Согласовывает назначение руководителей органов управления
образованием субъектов Российской Федерации по представлению органов
исполнительной власти;
4.21. Осуществляет иные полномочия в сфере образования, если такие
полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми
актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской
Федерации, приказами и распоряжениями руководства Министерства.
5. Департамент государственной политики в образовании с целью
реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет
право:
5.1. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения,
необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Департамента
вопросам;
5.2. Организовывать проведение оценки хода реализации федеральных
целевых программ в сфере образования;
5.3. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов,
отнесенных к сфере деятельности Министерства, специалистов Федерального
агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки, научные и иные организации, ученых и экспертов;
5.4. Созывать и проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию
Департамента, с участием при необходимости работников Департаментов
Министерства и специалистов организаций, находящихся в ведении
Минобрнауки России, руководителей органов управления образованием
субъектов Российской Федерации и руководителей образовательных
учреждений;
5.5. Создавать экспертные группы, советы в установленной сфере
деятельности Департамента;
5.6. Вести служебную переписку с органами государственной власти
и управления, органами местного самоуправления, общественными
объединениями и организациями по вопросам, входящим в компетенцию
Департамента.
6. Департамент государственной политики в образовании в установленной
сфере деятельности не вправе осуществлять полномочия по контролю
и надзору и руководствуется положениями пункта 7 Положения о Министерстве.
III. Организация деятельности
7. Департамент государственной политики в образовании
возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый
от должности Министром образования и науки Российской Федерации.
Директор несет ответственность за выполнение возложенных на Департамент
полномочий и реализацию государственной политики в установленной
сфере деятельности.
Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых
от должности Министром образования и науки.
Количество заместителей директора устанавливается Министром.
8. Структурными подразделениями Департамента являются отделы по
основным направлениям деятельности Департамента.
9. Директор:
9.1. Распределяет обязанности между своими заместителями;
9.2. Утверждает положения о структурных подразделениях (отделах)
Департамента и должностные инструкции работников;
9.3. В установленном порядке готовит предложения о назначении
на должность и освобождении от должности работников Департамента;
9.4. Готовит предложения по структуре и штатному расписанию отделов
Департамента в пределах установленных Правительством Российской
Федерации фонда оплаты труда и численности работников Министерства;
9.5. Готовит проекты приказов, имеющих нормативный характер, а
по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности
Департамента - ненормативного характера;
9.6. Издает распоряжения по вопросам работы Департамента;
9.7. Подчиняется непосредственно заместителю Министра образования
и науки Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.
10. Департамент государственной политики в образовании имеет бланки
установленного образца.