Решение коллегии Министерства образования и
науки РФ от 2 июня 2005 г.
"Об инспекционной деятельности в системе образования"
Заслушав и обсудив доклады заместителей руководителя
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки П.Е.
Кондрашова и Е.Н. Геворкян об инспекционной деятельности в системе
образования, коллегия отвечает, что в современных условиях, наряду
с процедурами, регламентирующими деятельность образовательных
учреждений, инспектирование является одним из эффективных инструментов
реализации государственной образовательной политики в части обеспечения
качества российского образования.
В системе надзора в сфере образования инспектирование выступает
как один из основных компонентов, направленный на обеспечение
исполнения законодательства и, соответственно, на повышение эффективности
работы органов управления образованием и образовательных учреждений
по реализации качественных образовательных услуг.
В 2004 году и в первом полугодии 2005 года инспекционная деятельность
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки была
направлена на обеспечение реализации Закона РФ "Об образовании",
федеральных законов "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации", "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "О
дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей", "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)", "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
Семейного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых
актов в области образования.
В период с июня 2004 г. по май 2005 г. Рособрнадзором проведено
35 комплексных, тематических и оперативных инспекционных проверок
органов управления образованием и образовательных учреждений,
находящихся в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления,
по соблюдению законодательства Российской Федерации в области
образования. В семи субъектах РФ проведены плановые комплексные
проверки, в ходе которых проинспектировано 27 органов управления
образованием субъектов РФ и органов местного самоуправления (муниципальных
органов управления образованием), 64 образовательных учреждения
различных типов и видов. В качестве типичных нарушений, выявленных
в ходе проверок, необходимо отметить следующие:
- некачественное оформление уставов и локальных актов образовательных
учреждений;
- нарушения, связанные с приемом и обучением детей в общеобразовательных
учреждениях, отчислением обучающихся из общеобразовательных учреждений;
- принятие решений о ликвидации и реорганизации образовательных
учреждений без предварительной экспертной оценки социальных последствий
с точки зрения соблюдения прав несовершеннолетних обучающихся,
воспитанников;
- невыполнение норм материального обеспечения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
- несвоевременное выявление детей, не завершивших основное общее
образование;
- нарушение порядка лицензирования, аттестации и государственной
аккредитации образовательных учреждений.
Проведена проверка лицензий, выданных 19 органами управления образованием
субъектов РФ на право реализации программ начального профессионального,
среднего профессионального и дополнительного профессионального
образования. Осуществлены инспекционные проверки выполнения лицензионных
требований и нормативов в 197 вузах и их филиалах. В 125 вузах
и филиалах, расположенных на территории Ставропольского края,
Самарской и Тюменской областей, проведены внеочередные проверки
выполнения лицензионных требований и нормативов и соблюдения государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования.
В 54 вузах и филиалах выявлены значительные нарушения в части
выполнения государственного образовательного стандарта и(или)
лицензионных требований и нормативов.
По результатам проверок приняты соответствующие управленческие
решения.
Полученные в ходе инспектирования в порядке надзора данные о деятельности
органов управления образованием и образовательных учреждений по
соблюдению законодательства и обеспечению качества образования
свидетельствуют о необходимости расширения и усиления инспекционной
деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования
и науки, совершенствования нормативного правового, методического,
организационного, кадрового обеспечения, информационного сопровождения
инспекционной деятельности. Для решения имеющихся проблем необходима
организация скоординированной работы федеральных органов (Минобрнауки
России, Рособрнадзора, Рособразования) и органов управления образованием
субъектов РФ по расширению и совершенствованию инспекционной деятельности
с целью создания правовых и организационных условий для обеспечения
государственных гарантий прав всех субъектов системы образования.
Коллегия решила:
1. Принять к сведению информацию об итогах работы Федеральной
службы по надзору в сфере образования и науки, проведенной в 2004
- 2005 гг., по инспектированию в сфере образования.
2. Принять за основу представленный проект плана координации работ
по развитию инспекционной деятельности в сфере образования на
2005 - 2008 гг. (прилагается)*.
3. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Болотову
В.А.) совместно с Департаментом государственной политики в образовании
(Калиной И.И.), Департаментом молодежной политики, воспитания
и социальной защиты детей (Апатенко С.Н.), Департаментом экономики
и финансов (Петровым А.Ю.) и Федеральным агентством по образованию
(Балыхиным Г.А.):
3.1. Доработать проект плана координации работ по развитию инспекционной
деятельности в сфере образования на 2005 - 2008 гг. с учетом итогов
обсуждения и представить в срок до 1 июля 2005 г. министру на
утверждение.
3.2. Ежегодно не позднее 20 февраля представлять министру отчет
о выполнении указанного в п. 3.1 настоящего решения плана за истекший
год.
4. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Болотову
В.А.) при формировании проектов доклада о результатах и основных
направлениях деятельности Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки на среднесрочную перспективу и ежегодного
плана работ включать в них приоритетные направления инспекционной
деятельности на очередной календарный год.