[ Главная Страница\Законодательство РФ в области образования ]

 

   
 

Решение коллегии Министерства образования и науки РФ от 2 июня 2005 г.
"Об инспекционной деятельности в системе образования"

Заслушав и обсудив доклады заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки П.Е. Кондрашова и Е.Н. Геворкян об инспекционной деятельности в системе образования, коллегия отвечает, что в современных условиях, наряду с процедурами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений, инспектирование является одним из эффективных инструментов реализации государственной образовательной политики в части обеспечения качества российского образования.
В системе надзора в сфере образования инспектирование выступает как один из основных компонентов, направленный на обеспечение исполнения законодательства и, соответственно, на повышение эффективности работы органов управления образованием и образовательных учреждений по реализации качественных образовательных услуг.
В 2004 году и в первом полугодии 2005 года инспекционная деятельность Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки была направлена на обеспечение реализации Закона РФ "Об образовании", федеральных законов "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Семейного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов в области образования.
В период с июня 2004 г. по май 2005 г. Рособрнадзором проведено 35 комплексных, тематических и оперативных инспекционных проверок органов управления образованием и образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и органов местного самоуправления, по соблюдению законодательства Российской Федерации в области образования. В семи субъектах РФ проведены плановые комплексные проверки, в ходе которых проинспектировано 27 органов управления образованием субъектов РФ и органов местного самоуправления (муниципальных органов управления образованием), 64 образовательных учреждения различных типов и видов. В качестве типичных нарушений, выявленных в ходе проверок, необходимо отметить следующие:
- некачественное оформление уставов и локальных актов образовательных учреждений;
- нарушения, связанные с приемом и обучением детей в общеобразовательных учреждениях, отчислением обучающихся из общеобразовательных учреждений;
- принятие решений о ликвидации и реорганизации образовательных учреждений без предварительной экспертной оценки социальных последствий с точки зрения соблюдения прав несовершеннолетних обучающихся, воспитанников;
- невыполнение норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- несвоевременное выявление детей, не завершивших основное общее образование;
- нарушение порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.
Проведена проверка лицензий, выданных 19 органами управления образованием субъектов РФ на право реализации программ начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования. Осуществлены инспекционные проверки выполнения лицензионных требований и нормативов в 197 вузах и их филиалах. В 125 вузах и филиалах, расположенных на территории Ставропольского края, Самарской и Тюменской областей, проведены внеочередные проверки выполнения лицензионных требований и нормативов и соблюдения государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В 54 вузах и филиалах выявлены значительные нарушения в части выполнения государственного образовательного стандарта и(или) лицензионных требований и нормативов.
По результатам проверок приняты соответствующие управленческие решения.
Полученные в ходе инспектирования в порядке надзора данные о деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений по соблюдению законодательства и обеспечению качества образования свидетельствуют о необходимости расширения и усиления инспекционной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, совершенствования нормативного правового, методического, организационного, кадрового обеспечения, информационного сопровождения инспекционной деятельности. Для решения имеющихся проблем необходима организация скоординированной работы федеральных органов (Минобрнауки России, Рособрнадзора, Рособразования) и органов управления образованием субъектов РФ по расширению и совершенствованию инспекционной деятельности с целью создания правовых и организационных условий для обеспечения государственных гарантий прав всех субъектов системы образования.
Коллегия решила:
1. Принять к сведению информацию об итогах работы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, проведенной в 2004 - 2005 гг., по инспектированию в сфере образования.
2. Принять за основу представленный проект плана координации работ по развитию инспекционной деятельности в сфере образования на 2005 - 2008 гг. (прилагается)*.
3. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Болотову В.А.) совместно с Департаментом государственной политики в образовании (Калиной И.И.), Департаментом молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей (Апатенко С.Н.), Департаментом экономики и финансов (Петровым А.Ю.) и Федеральным агентством по образованию (Балыхиным Г.А.):
3.1. Доработать проект плана координации работ по развитию инспекционной деятельности в сфере образования на 2005 - 2008 гг. с учетом итогов обсуждения и представить в срок до 1 июля 2005 г. министру на утверждение.
3.2. Ежегодно не позднее 20 февраля представлять министру отчет о выполнении указанного в п. 3.1 настоящего решения плана за истекший год.
4. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Болотову В.А.) при формировании проектов доклада о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на среднесрочную перспективу и ежегодного плана работ включать в них приоритетные направления инспекционной деятельности на очередной календарный год.

{Назад}

     

 


Rambler's Top100
г. Вологда. ул. Козленская, д. 99а, офис 43,44,
e-mail: regedu35@yandex.ru...тел.: (8172) 75-11-48

Hosted by uCoz