Письмо Федерального агентства по образованию
от 17 июня 2005 г. N 11-55-196ин/03
"О результатах контрольно-ревизионной работы в 2004 году"
В 2004 году Управлением бухгалтерского учета и отчетности
Федерального агентства по образованию, территориальными управлениями
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральным казначейством
РФ проведены ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности
174 образовательных учреждений и других организаций, подведомственных
агентству.
В письме агентства от 23.11.2004 N 11-55-383ин/03 "О результатах
контрольно-ревизионной работы в 2003 году", направленном
руководителям образовательных учреждений и организаций, подведомственных
Федеральному агентству по образованию, предлагалось принять меры
по укреплению государственной и финансово-хозяйственной дисциплины,
по обеспечению целевого использования денежных средств и сохранности
материальных ценностей, а также сообщить о принятых мерах в агентство
до 01.02.2005. К установленному сроку получена информация о результатах
рассмотрения указанного письма агентства лишь от 126 учреждений
и организаций из 1271, что свидетельствует о низкой исполнительской
дисциплине, а также о том, что информация о результатах ревизий
(проверок) должным образом не рассматривается, не доводится до
работников бухгалтерий и экономических служб, руководители не
оценивают информацию в полной мере, не делают из нее необходимых
выводов и не принимают управленческих решений.
В связи с отсутствием профилактических мероприятий, а также в
результате недостаточного контроля руководителей за деятельностью
экономических служб и бухгалтерий, из-за слабой профессиональной
подготовки работников, прямого невыполнения законодательных и
инструктивных требований при осуществлении практической финансово-хозяйственной
деятельности в 2004 году были выявлены многие нарушения действующего
законодательства и финансово-хозяйственной дисциплины.
Саратовским государственным техническим университетом не был заключен
договор с Территориальным управлением по имуществу в Саратовской
области о закреплении имущества на праве оперативного управления.
В нарушение Бюджетного кодекса РФ было допущено нецелевое расходование
бюджетных средств в Гжельском государственном художественно-промышленном
институте - 792 тыс. руб., в Дальневосточном государственном техническом
университете - 594,6 тыс. руб., в Чебоксарском электромеханическом
колледже - 420,6 тыс. руб., в Барнаульском машиностроительном
колледже - 396,4 тыс. руб., в Калининградском государственном
университете - 320,2 тыс. руб., в Дзержинском техническом колледже
- 269,6 тыс. руб., в Магаданском политехническом техникуме - 224,8
тыс. руб., в Сибирском профессионально-педагогическом колледже
- 205,4 тыс. руб., в Челябинском государственном профессионально-педагогическом
колледже - 175,9 тыс. руб., в Калмыцком технолого-экономическом
колледже - 148,7 тыс. руб., в Калининградском техническом колледже
- 136,5 тыс. руб., в Уральском государственном колледже - 114,8
тыс. руб., в Кавалеровском горном техникуме - 109,8 тыс. руб.,
в Красноярском техникуме космического машиностроения - 97,7 тыс.
руб.
Не выполнялось действующее законодательство в отношении учащихся
и студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. В Специальном профессиональном училище N 1 г. Омска
не выплачивалось ежегодное пособие в размере трехмесячной стипендии
на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей,
а также единовременное пособие при выпуске из училища в качестве
компенсации стоимости предметов вещевого обеспечения и мягкого
инвентаря В Сочинском государственном университете туризма и курортного
дела в результате занижения норм и размеров социальных пособий
было недоплачено 463,8 тыс. руб., в то же время выплаты социальных
пособий без документальных оснований составили 182,3 тыс. руб.
В Пензенском государственном университете не была выплачена компенсация
на сумму 99,4 тыс. руб. на учебную литературу и письменные принадлежности.
В ряде образовательных учреждений не выполнялись требования законодательства
об образовании.
В Сокольском лесопромышленном политехническом техникуме срок действия
государственной аттестации истек 17.07.2001, отсутствовала государственная
аккредитация.
В Саратовском государственном техническом университете недоплачена
стипендия 146 студентам на сумму 175,2 тыс. руб. при наличии соответствующих
средств, имели место случаи необоснованного завышения стипендии.
В Боткинском машиностроительном техникуме выплачивалась повышенная
стипендия студентам, имеющим оценки "удовлетворительно",
в результате чего излишне выплачено 149,4 тыс. руб.
В Дальневосточном государственном техническом университете с выпускников
вуза взималась плата за оформление дипломов о полученном образовании,
общая сумма составила 103,9 тыс. руб. Произведено перераспределение
установленных агентством контрольных цифр приема.
В Сибирском профессионально-педагогическом колледже со студентов
взимались благотворительные взносы, величина которых определялась
решением попечительского совета, приказами директора колледжа
и отражалась в заключаемых договорах. Всего получено взносов 2288
тыс. руб.
В Калининградском техническом колледже со студентов взималась
плата за пользование библиотекой в пределах государственного образовательного
стандарта, студентами оплачено 15,4 тыс. руб.
Не оформлялись должным образом личные дела студентов в Сочинском
государственном университете туризма и курортного дела и Томском
лесотехническом техникуме, где приказы о зачислении на обучение
в техникум и отчислении издавались с задержкой до трех месяцев.
Без разрешения агентства за счет бюджетных средств были выплачены
надбавки к должностному окладу директору Первоуральского металлургического
техникума в сумме 89,9 тыс. руб., а директору Сокольского лесопромышленного
техникума - премия в сумме 62,1 тыс. руб. Без согласования с советом
техникума выплачено из внебюджетных средств директору Новосибирского
станкостроительного техникума 249,5 тыс. руб. и главному бухгалтеру
165,1 тыс. руб.
Допущены необоснованные выплаты денежных средств в результате
установления работникам завышенных разрядов относительной Единой
тарифной сетки по оплате труда в Саратовской государственной академии
права - 197,5 тыс. руб., Гжельском государственном художественно-промышленном
институте - 96 тыс. руб., Томском экономико-промышленном техникуме
- 65,9 тыс. руб., Барнаульском машиностроительном колледже - 56,3
тыс. руб., Тверском государственном индустриально-экономическом
колледже - 33,7 тыс. руб., Дзержинском химическом техникуме -
22,2 тыс. руб.
Излишне выплачена заработная плата профессорско-преподавательскому
составу за невыполненный объем почасовой нагрузки в Сочинском
государственном университете туризма и курортного дела в сумме
111,4 тыс. руб., Саратовской государственной академии права в
сумме 34,6 тыс. руб.
В Мордовском государственном педагогическом институте имела место
неоправданная разница в оплате труда ректора и профессорско-преподавательского
состава из внебюджетных средств. В результате средняя месячная
заработная плата ректора в 2004 году составляла 148,3 тыс. руб.,
а преподавателя - 5,1 тыс. руб.
Не в полном объеме выполнялись требования Порядка ведения кассовых
операций в Российской Федерации от 22.09.93 N 40. Так:
- в Томском лесотехническом техникуме помещение кассы не изолировано,
дубликаты ключей от сейфа кассы отсутствовали. Денежные средства,
поступившие от оплаты студентов за обучение в сумме 379,9 тыс.
руб., не были сданы в банк, а использовались на выплату заработной
платы;
- в Каменск-Уральском радиотехническом техникуме помещение кассы
не было оборудовано охранной сигнализацией, с кассиром не заключался
договор о материальной ответственности;
- в Красноярском государственном университете велись три кассовые
книги по разным источникам финансирования вместо одной. Задолженность
по подотчетным суммам за работниками числилась до пяти месяцев;
- в Беповском политехническом колледже установлена недостача денежных
средств в кассе на сумму 13,2 тыс. руб., а также неучтенные и
не предъявленные ревизии расходные кассовые ордера на сумму 91,2
тыс. руб. Не были зарегистрированы в журнале регистрации кассовых
документов приходные кассовые ордера на сумму 68 тыс. руб.;
- в Томском экономико-промышленном техникуме недостача - 9 тыс.
руб., поступление денег за платное обучение студентов производилось
в кассу техникума по приходным кассовым ордерам, которые не регистрировались
в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров,
в них не указывались дата и номер, отсутствовали подписи руководителя,
главного бухгалтера, кассира;
- в Алтайском технологическом техникуме излишки - 29 тыс. руб.;
- в Сочинском государственном университете туризма и курортного
дела денежная выручка, поступавшая в кассу университета на общую
сумму 46 226 тыс. руб., в учреждение банка не сдавалась, а расходовалась
на нужды вуза. Из выручки произведена выдача ссуд на 4000 тыс.
руб., которые в срок не погашались. Общая сумма непогашенной ссуды
за уволенными работниками составляла 221,9 тыс. руб. Авансовые
отчеты в бухгалтерию университета сдавались несвоевременно. Установлено
необоснованное списание денежных средств с подотчетных лиц на
сумму 64,3 тыс. руб.
Не перечислялись на лицевой счет в Отделение федерального казначейства
Сибирским профессионально-педагогическим колледжем депонированные
суммы, Калмыцким технолого-экономическим колледжем - выручка от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Допускалась выдача денежных средств в подотчет без письменного
заявления получателя и при наличии задолженности по ранее полученным
авансам в Сочинском государственном университете туризма и курортного
дела, Томском государственном архитектурно-строительном университете,
Кавалеровском горном техникуме, Томском экономико-промышленном
техникуме, Новосибирском станкостроительном техникуме, Специальном
профессиональном училище N 1 г. Омска.
Без оправдательных документов возмещены расходы по авансовым отчетам
в Калининградском государственном университете на 83,2 тыс. руб.
и Алтайском технологическом техникуме сервиса на 57,5 тыс. руб.
Допускалось превышение установленного учреждением банка лимита
остатка денежных средств в кассах Алтайского технологического
техникума сервиса, Ишимского государственного педагогического
института, Курганского технологического колледжа, Томского экономико-промышленного
техникума.
В Новосибирском станкостроительном техникуме прием наличных денежных
средств в кассу от слушателей подготовительных курсов производился
без заключения договоров, при отсутствии приказов директора.
Нарушались соответствующие требования Минфина России по ведению
бухгалтерского учета.
В Томском политехническом университете отражены в бухгалтерском
учете хозяйственные операции в сумме 1461 тыс. руб. без подтверждающих
первичных документов.
В Чебоксарском электромеханическом колледже книга "Журнал
- главная" велась по не установленной форме, без раздельного
учета операций по бюджетным и внебюджетным средствам, не велся
аналитический учет кассовых и фактических расходов по кодам бюджетной
классификации.
В образовательных учреждениях не обеспечивался должный учет и
контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей. Так,
в инвентарных карточках по учету основных средств отсутствовали
краткие характеристики объектов, должностные лица, ответственные
за хранение основных средств, приказами руководителей не назначались,
оборотные ведомости по учету основных средств велись в общей сумме
без расшифровки наименований, списание производилось без согласия
с комитетом по имуществу. Подобные нарушения допускались в Кавалеровском
горном техникуме, Томском политехническом университете, Саратовском
государственном техническом университете, Курганском технологическом
колледже, Томском экономико-промышленном техникуме, Сокольском
лесопромышленном политехническом техникуме, Калининградском государственном
университете, Сочинском государственном университете туризма и
курортного дела.
Недостачи и излишки материальных ценностей установлены в Алтайском
технологическом техникуме сервиса, Саратовском государственном
техническом университете, Сочинском государственном университете
туризма и курортного дела, Калининградском государственном университете.
В Пермском государственном техническом университете в результате
неправильного применения годовой нормы износа по 11 автотранспортным
средствам износ был недоначислен на 147 тыс. руб., а по четырем
излишне начислено 65,8 тыс. руб. В Челябинском государственном
профессионально-педагогическом колледже при проведении переоценки
в результате неверного применения коэффициента перерасчета допущено
занижение стоимости автомобиля на 129,8 тыс. руб.
В Сибирском профессионально-педагогическом колледже не велся аналитический
учет продуктов питания по наименованиям, сортам, количеству, стоимости
и материально-ответственным лицам по форме М-44, готовая продукция
не приходовалась.
В Томском экономико-промышленном техникуме аналитический учет
платных образовательных услуг в оборотной ведомости по расчетам
за платное обучение студентов не велся.
В Магаданском политехническом техникуме аналитический учет оплаты
за проживание в общежитии не велся, установлен факт сокрытия в
2003 году неиспользованных средств на сумму 647,3 тыс. руб., которые
в 2004 году были направлены на выплату заработной платы и оплату
тепловой энергии.
В Калининградском государственном университете приобретенные для
студентов путевки на сумму 1848,3 тыс. руб. были списаны на расходы
без их предварительного оприходования.
В Сокольском лесопромышленном политехническом техникуме были занижены
доходы от предпринимательской деятельности.
Во многих учреждениях установлено искажение отчетных данных. В
Иркутском государственном профессиональном колледже на сумму 3574,8
тыс. руб., Дальневосточном государственном техническом университете
на 2571,7 тыс. руб., Магаданском политехническом техникуме на
246,1 тыс. руб., Сибирском профессионально-педагогическом колледже
на 172,4 тыс. руб., Пермском государственном техническом университете
на 132,2 тыс. руб.
Установлено несоответствие данных аналитического учета с данными
синтетического в Томском государственном архитектурно-строительном
университете на 12 720,8 тыс. руб., Челябинском государственном
профессионально-педагогическом колледже на 1311,8 тыс. руб., Уральском
государственном колледже на 921,4 тыс. руб., Ишимском государственном
педагогическом институте на 864,6 тыс. руб., Калининградском техническом
колледже на 625,8 тыс. руб., Чебоксарском электромеханическом
колледже на 128,7 тыс. руб., Боткинском машиностроительном техникуме
79,6 тыс. руб.
Допущено наличие дебиторской задолженности с истекшими сроками
исковой давности или списание таких задолженностей, сроки по которым
не истекли в Томском политехническом институте - 548,1 тыс. руб.,
Калининградском государственном университете - 541 тыс. руб.,
Тюменском государственном колледже профессионально-педагогических
технологий - 25 тыс. руб.
Без проведения конкурса на размещение государственных заказов
на подряд и строительство, оказание услуг и поставку продукции
стоимостью свыше 200 тыс. руб. заключались договоры в Пензенском
государственном университете на сумму 29 306,6 тыс. руб., Пермском
государственном техническом университете на сумму 7 498 тыс. руб.,
Калининградском государственном университете на сумму 3429,3 тыс.
руб., Красноярском государственном университете на сумму 3180,4
тыс. руб., Мордовском государственном педагогическом институте
на сумму 2950,6 тыс. руб., Сочинском государственном университете
туризма и курортного дела на сумму 2794 тыс. руб., Первоуральском
металлургическом техникуме на сумму 2773,5 тыс. руб., Барнаульском
машиностроительном колледже на сумму 1914,5 тыс. руб., Саратовском
государственном техническом университете на сумму 1254,6 тыс.
руб., Алтайском технологическом техникуме сервиса на сумму 1158
тыс. руб., Томском политехническом университете на сумму 574,2
тыс. руб., Калининградском техническом колледже на сумму 347,5
тыс. руб.
В нарушение п. 11 постановления Правительства РФ от 14 февраля
2004 г. N 80 "О федеральном бюджете на 2004 год" авансовые
платежи по договорам производились свыше установленного размера
в Дальневосточном государственном техническом университете, Томском
экономико-промышленном техникуме, Саратовском государственном
техническом университете.
В ряде образовательных учреждений своевременность оплаты за обучение
студентов на платной основе должным образом не контролировалась.
Так, задолженность составляла в Тюменском государственном колледже
профессионально-педагогических технологий - 10 324,1 тыс. руб.,
Сочинском государственном университете туризма и курортного дела
- 5 257,8 тыс. руб., Пензенском государственном университете -
4820,9 тыс. руб., Саратовской государственной академии права -
3480 тыс. руб., Курганском технологическом колледже - 778,4 тыс.
руб., Тверском государственном индустриально-экономическом колледже
- 683,8 тыс. руб., Пермском государственном техническом университете
- 546,9 тыс. руб., Калининградском техническом колледже - 299,
2 тыс. руб.
В результате отсутствия должного учета проживающих в общежитии
и жилых домах, контроля за своевременным внесением платы за проживание
и коммунальные услуги имелась задолженность в Курганском технологическом
колледже - 1333,6 тыс. руб., Сокольском лесопромышленном политехническом
техникуме - 109,8 тыс. руб., Пермском государственном техническом
университете - 137,2 тыс. руб., Новосибирском станкостроительном
техникуме - 65,6 тыс. руб.
Продолжали иметь место серьезные нарушения в оформлении договоров
аренды, в осуществлении контроля за своевременным и полным перечислением
арендных платежей, оплатой коммунальных услуг, отсутствие актов
взаиморасчетов, недостоверный аналитический учет расчетов с арендаторами.
В Саратовской государственной академии права сдача помещений в
аренду производилась без согласия ученого совета, не все договоры
аренды были согласованы с Территориальным управлением по имуществу
в Саратовской области. Оплата за арендные помещения не всегда
производилась своевременно.
В Новосибирском станкостроительном техникуме директором предоставлялись
помещения техникума частным предпринимателям без заключения договоров
аренды. Не со всеми арендаторами заключались договоры на оплату
коммунальных услуг. Размеры площади, указанные в договоре аренды,
не всегда соответствовали фактически занимаемым.
В Томском государственном архитектурно-строительном университете
арендные платежи поступали несвоевременно и не в полном объеме,
штрафные санкции за нарушение сроков внесения арендной платы не
предъявлялись.
На время ревизий и проверок имелась задолженность за арендаторами
по арендной плате и оплате коммунальных услуг в Пермском государственном
техническом университете - 748,1 тыс. руб., Пензенском государственном
университете - 277,2 тыс. руб., Уральском государственном колледже
- 172,8 тыс. руб., Томском политехническом университете - 164,6
тыс. руб., Тюменском государственном колледже профессионально-педагогических
технологий - 164,1 тыс. руб., Магаданском политехническом техникуме
- 145,5 тыс. руб., Саратовской государственной академии права
- 113,2 тыс. руб.
Производилась оплата коммунальных услуг за арендаторов в Барнаульском
машиностроительном колледже в сумме 1001,4 тыс. руб., Беловском
политехническом колледже - 392,5 тыс. руб., Магаданском политехническом
техникуме - 387,1 тыс. руб., Сибирском профессионально-педагогическом
колледже - 245,9 тыс. руб., Первоуральском металлургическом техникуме
- 84,8 тыс. руб.
В ряде договоров подряда на выполнение работ по текущему и капитальному
ремонту и актов выполненных работ отсутствовали необходимые сведения
о выполнении работ, их объемах, нормах расхода материалов, расценках,
завышались объемы, излишне и без оправдательных документов списывались
материалы.
В Барнаульском машиностроительном колледже завышены объемы выполненных
работ на общую сумму 698,1 тыс. руб.
В Саратовском государственном техническом университете оплачены
расходы по перевозке рабочих ЗАО "Трест Энгельстрой"
на объект строительства в сумме 426,1 тыс. руб. В акты приемки
выполненных работ по дому N 65 были включены непредвиденные расходы
и затраты на сумму 412,4 тыс. руб., не подтвержденные оправдательными
документами.
В Тверском государственном индустриально-экономическом колледже
без указания норм расхода списано строительных материалов на сумму
63,3 тыс. руб.
В Специальном профессиональном училище N 1 г. Омска без актов
выполненных работ и актов на списание материалов по объектам необоснованно
списано строительных материалов на сумму 40,6 тыс. руб.
В связи с завышением стоимости ремонтных работ произведены излишние
выплаты подрядным организациям Калининградским техническим колледжем
в сумме 273 тыс. руб., Калининградским государственным университетом
- 71,3 тыс. руб., Дальневосточным государственным техническим
университетом - 69 тыс. руб., Саратовским государственным техническим
университетом - 58,4 тыс. руб., Калмыцким технолого-экономическим
колледжем - 31,2 тыс. руб.
Отсутствовал должный контроль за работой автотранспорта. Так,
выход на работу водителей в выходные и праздничные дни документально
не оформлялся, в путевых листах не указывался маршрут движения
автотранспорта, время возвращения в гараж, допускались исправления
в показаниях спидометра, излишне списывался бензин, выплачивалась
компенсация за использование личного автотранспорта для служебных
целей сверх установленных норм, при списании автотранспорта пригодные
узлы и детали не приходовались на склад. Подобные нарушения допускались
в Сочинском государственном университете туризма и курортного
дела, Калининградском техническом колледже, Сибирском профессионально-педагогическом
колледже. Курганском технологическом колледже, Калмыцком технолого-экономическом
колледже, Сокольском лесопромышленном политехническом техникуме.
По результатам четырех ревизий были изданы приказы Федерального
агентства по образованию с объявлением выговоров ректору Сочинского
государственного университета туризма и курортного дела Г.В. Яковенко.
директору Алтайского технологического техникума сервиса М.Н. Яковлевой,
директору Барнаульского машиностроительного колледжа С.Г. Тимофееву.
Приказами руководителей образовательных учреждений освобождены
от занимаемых должностей 10 работников, 55 работникам объявлены
дисциплинарные взыскания.
Учитывая изложенное, Федеральное агентство по образованию предлагает:
- обсудить данное письмо на расширенных совещаниях руководства
учреждений и организаций, подведомственных агентству, принять
необходимые меры по укреплению правовой и финансово-хозяйственной
дисциплины, по обеспечению целевого использования бюджетных средств,
сохранности денежных средств и материальных ценностей;
- ежеквартально рассматривать с участием руководителей бухгалтерий,
экономических, хозяйственных и юридических служб вопросы формирования
и исполнения смет расходов бюджетных и внебюджетных средств, эффективности
использования финансовых и материальных ресурсов и о результатах
рассмотрения информировать коллективы образовательных учреждений;
- обеспечить повышение личной ответственности руководителей экономических,
бухгалтерских и хозяйственных служб за целевым использованием
бюджетных средств, целесообразностью использования внебюджетных
средств и материальных ресурсов;
- строго руководствоваться действующими требованиями при заключении
договоров аренды, контролировать своевременность и полноту перечисления
арендаторами арендной платы и оплаты коммунальных услуг по ставкам,
не ниже сложившихся в регионе, применять штрафные санкции к арендаторам
за нарушение сроков оплаты;
- установить персональный контроль за законностью оформления всех
видов договоров о предпринимательской и хозяйственной деятельности
образовательных учреждений и организаций, обеспечить своевременное
выполнение договорных отношений;
- всем руководителям образовательных учреждений и других организаций,
подведомственных агентству, о принятых мерах сообщить в Рособразование
до 01.10.2005.
Руководитель
федерального агентства Г.А. Балыхин