ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
6 апреля 2004 г.
N 26/188-6и
(Д)
Управление специального образования Министерства образования
Российской Федерации обращает внимание органов управления образованием
на необходимость дополнительных мер по соблюдению права на образование
детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии в связи с
начинающимся в апреле комплектованием специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии (классов, групп) на 2004 - 2005 учебный
год и
проводимыми в этих целях освидетельствованиями
психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК) указанных детей.
Право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию
в
условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего образования
закреплено Конвенцией ООН о правах ребенка, рядом других
международно-правовых норм и законодательством Российской Федерации.
Управление просит принять меры для обеспечения каждого ребенка
данной категории, родители (законные представители) которого изъявили
согласие на его обучение в указанных учреждениях, необходимыми
для
этого соответствующими заключениями ПМПК и направлениями в указанные
учреждения от органов управления образованием, как это предусмотрено
п. 10 ст. 50 Закона "Об образовании" РФ.
При отсутствии соответствующего специального (коррекционного)
образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии (класса, группы) по месту жительства (вблизи
места жительства) детей рекомендуется:
- открывать специальные классы, группы в общеобразовательных
учреждениях в соответствии с п. 27 Типового положения о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии от 12.03.1997 N 288, п.
27
изменений и дополнений в Типовом положении о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии от 10.03.2000 N 212, п.
30
Постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2001
N 196
"Об утверждении Типового положения об общеобразовательном
учреждении";
- открывать специальные группы на базе имеющихся дошкольных
образовательных учреждений (детский сад комбинированного вида),
детские сады компенсирующего вида в соответствии с п. 5 Постановления
Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 677 "Об
утверждении Типового положения о дошкольном образовательном
учреждении" и открывать в них специальные (коррекционные)
группы в
соответствии с п. 48 данного Типового положения;
- открывать в дошкольных образовательных учреждениях группы
кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии
в
соответствии с п. 21 Типового положения о дошкольном образовательном
учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 01.07.1995 N 677, и письмом Министерства образования
Российской Федерации от 29.06.1999 N 129/23-16.
Специфика образовательного процесса в классах, группах для детей
с глубокой умственной отсталостью и детей, имеющих сложный дефект,
определена инструктивными письмами Министерства:
- N 3 от 26.12.2000 "О дополнении инструктивного письма
Минобразования России от 04.09.1997 N 48";
- N 27/2722-6 от 03.04.2003 "Об организации работы с
обучающимися, имеющими сложный дефект".
При освидетельствовании детей ПМПК просим руководствоваться
инструктивным письмом Министерства от 14.07.2003 N 27/2967-6 "О
психолого-медико-педагогической комиссии", в котором предложены
меры
по организации помощи детям с отклонениями в развитии на основе
проведения комплексного диагностического обследования и определения
специальных условий для получения ими образования и необходимого
медицинского обслуживания.
При решении вопросов обучения ребенка просим учитывать, что в
соответствии с п. 1 ст. 52 Закона "Об образовании" родители
(законные
представители) "имеют право выбирать формы обучения, образовательные
учреждения", а в соответствии с п. 10 ст. 50 того же Закона
направление детей в специальные (коррекционные) образовательные
учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
(классы, группы) возможно только при согласии их родителей (законных
представителей).
В Российской Федерации остро стоит вопрос о соблюдении прав на
образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии,
в
связи с чем необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение ст.
43
Конституции РФ и п. 10 ст. 50 Закона РФ "Об образовании"
психолого-медико-педагогическими комиссиями при вынесении ими
заключений в отношении детей-инвалидов, страдающих глубокой умственной
отсталостью, не допуская при этом вынесения заключений, препятствующих
осуществлению права на образование.
ПМПК и органы управления образованием должны гарантировать
доступность образования и не считать успешное выполнение тестов
условием поступления детей в школы или детские сады. В соответствии
с
п. п. 1 и 6 ст. 5 Закона "Об образовании" государство
гарантирует
гражданам получение образования "независимо от их состояния
здоровья"
и "создает гражданам с отклонениями в развитии условия для
получения
ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации
на основе специальных педагогических подходов".
Федеральное законодательство не содержит каких-либо
противопоказаний к обучению детей с отклонениями в развитии в
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, напротив,
п.
10 ст. 50 Закона РФ "Об образовании" и ряд иных правовых
норм
закрепляют право детей с отклонениями в развитии, включая детей
с
глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта,
на
обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (классах,
группах) при согласии их родителей (законных представителей).
Начальник Управления
специального образования
Т.В.ВОЛОСОВЕЦ
6 апреля 2004 г.
N 26/188-6и