ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССЕ (КЛАССАХ)
КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации
от 08.09.92 №333
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Класс (классы) компенсирующего обучения (далее компенси¬рующие
классы) создаются в общеобразовательных учреждениях в соответствии
с Законом Российской Федерации «Об образовании, принципами гуманизации
образовательного процесса, дифферен¬циации и индивидуализации
обучения.
Цель организации компенсирующих классов — создание для детей,
испытывающих затруднения в освоении общеобразователь¬ных программ,
адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих
предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.
В компенсирующие классы принимаются дети, которые не име¬ют выраженных
отклонений в развитии (задержки психического развития, умственной
отсталости, недостатков физического разви¬тия, в том числе выраженных
речевых нарушений и др.).
Основным показателем отбора детей в классы компенсирующе¬го обучения
является недостаточная степень готовности к обуче¬нию в образовательных
учреждениях, выражающаяся в низком уровне сформированности психологических
(включая общую лич¬ностную незрелость) и психофизических предпосылок
образова¬тельной деятельности, в основе которых определяются,
прежде всего, признаки социально-педагогической запущенности,
а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности
или соматической ослабленности (повышенная истощаемость, несформированность
произвольных форм деятельности, негрубые нару¬шения внимания и
целенаправленности и т. п.).
Работа компенсирующих классов направлена на компенсацию недостатков
дошкольного образования, семейного воспитания детей, устранение
нарушений их работоспособности и произвольной регуляции деятельности,
охрану и укрепление физического и не¬рвно-психического здоровья
указанной категории обучающихся.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССОВ
2:1. Компенсирующие классы могут быть организованы во всех видах
общеобразовательных учреждений, располагающих необхо¬димыми для
работы кадрами, и открываются общеобразователь¬ным учреждением
по предложению совета этого учреждения.
2.2. В компенсирующие классы направляются или переводятся с согласия
родителей (лиц, их заменяющих) дети, не имеющие по результатам
проводимой перед поступлением в общеобразователь¬ное учреждение
диспансеризации противопоказаний к обучению по основным общеобразовательным
программам, но обнаружива¬ющие низкий уровень готовности к обучению
или испытывающие затруднения в их освоении.
Показания к отбору детей в указанные классы определены Реко¬мендациями
по отбору детей в классы компенсирующего обучения (приложение
к Примерному положению о классе (классах) компен¬сирующего обучения
в общеобразовательных учреждениях).
2.3. Компенсирующие классы создаются, как правило, для обуча¬ющихся
на ступени начального общего образования. Целесообразно, чтобы
компенсирующие классы работали в режиме продленного дня. Сроки
для освоения программ по общеобразовательным предметам в компенсирующих
классах соответствуют срокам, предусмотренным для освоения программ
начального общего образования.
2.4. Отбор детей в компенсирующие классы на основе психоло¬го-педагогического
диагностирования осуществляется психолого-педагогическим консилиумом
и оформляется его решением. Психолого-педагогический консилиум
создается в образователь¬ном учреждении приказом директора. В
состав психолого-педаго¬гического консилиума входят заместитель
директора по учебно-воспитательной работе, учителя компенсирующих
классов, другие опытные педагоги, педиатр, учитель-логопед, психолог
и другие специалисты. Специалисты, не являющиеся работниками данного
учреждения, привлекаются для работы в психолого-педа¬гогическом
консилиуме на договорной основе.
Психолого-педагогический консилиум определяет направления компенсирующе-развивающей
работы с обучающимися.
При наличии соответствующих условий функции психолого-педагогических
консилиумов могут осуществляться районными (го¬родскими) психологическими
службами, реабилитационными центрами для детей и подростков, психолого-медико-педагогичес¬кими
консультациями.
2.5. Психолого-педагогическое диагностирование детей прово¬дится
в следующем порядке:
а) организация сбора информации о поступающих школу детях, анализ
этой информации и выявление детей с низким уровнем готовности
к обучению;
б) специальное диагностирование детей с низким уровнем го¬товности
к обучению, ориентированное на определение степени и структуры
школьной незрелости и ее вероятных причин;
в) проведение при необходимости сбора дополнительной диаг¬ностической
информации о детях в период их первичной адапта¬ции в образовательном
учреждении (в течение первого полугодия) на основе углубленного
эксперементально-психологического ис¬следования, проводимого психологом.
2.6. Наполняемость классов компенсирующего обучения со¬ставляет
9—12 человек. Наполняемость классов компенсирую¬щего обучения
в малокомплектных сельских и национальных общеобразовательных
учреждениях устанавливается с учетом ус¬ловий их работы.
2.7. Распорядок дня для обучающихся в компенсирующих клас¬сах
устанавливается с учетом их повышенной утомляемости. Целе¬сообразны
организация дневного сна, двухразовое питание, необходимые лечебные
и оздоровительные мероприятия.
2.8. Обучающиеся, освоившие программы общеобразовательных (предметов
в компенсирующих классах, по решению психолого-педагогического
консилиума переводятся в соответствующий класс общеобразовательного
учреждения, работающий по основным об¬щеобразовательным программам).
2.9. При отсутствии положительной динамики развития в усло¬виях
компенсирующего обучения обучающиеся в установленном порядке направляются
на медико-педагогическую комиссию (пси¬холого-медико-педагогическую
консультацию) для решения вопроса о формах их дальнейшего обучения.
Указанная дифференциация контингента обучающихся осуществляемся
в пределах первого года обучения.
2.10. Методическую помощь педагогам компенсирующих классов оказывают
методисты районных (городских) методических кабине¬тов, специалисты
институтов повышения квалификации работников образования, институтов
усовершенствования учителей.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОМПЕНСИРУЮЩИХ
КЛАССАХ
3.1. Программы по общеобразовательным предметам в компенси¬рующих
классах разрабатываются на базе основных общеобразова¬тельных
программ с учетом особенностей обучающихся. Составной частью программы
в компенсирующих классах является программа компенсирующе-развивающей
работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеучебных
занятий с обучающимися.
3.2. Работу с обучающимися в компенсирующих классах прово¬дят
учитель, воспитатель, учитель-логопед, психолог. В обязаннос¬ти
учителя-логопеда входит: всестороннее изучение речи обучающихся,
проведение индивидуально-групповых и фронталь¬ных занятий с теми
из них, которые имеют нерезко выраженные отклонения в речевом
развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению
трудностей при освоении обучающими¬ся родного языка. Для логопедических
занятий в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.
3.3. Психолог оказывает помощь на этапе углубленного обсле¬дования
детей, отобранных в компенсирующие классы, выявляет особенности
их интеллектуального развития, личностных и пове¬денческих реакций,
проводит групповые и индивидуальные заня¬тия, направленные на
нормализацию эмоционально-волевой сферы,
формирование продуктивных способов мыслительной деятельнос¬ти,
а также на исправление возможных нарушений общения и по¬ведения;
оказывает методическую помощь учителям.
Для проведения развивающих занятий, в том числе занятий с психологом,
в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.
3.4. Текущие и этапные результаты адаптации, продвижения в развитии
и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной
деятельности, освоения общеобразовательных про¬грамм, показатели
функционального состояния их здоровья фикси¬руются в педагогической
карте обучающегося и классном журнале.
IV. КАДРОВОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССОВ
4.1. В компенсирующих классах работают учителя и воспитате¬ли
(при наличии групп продленного дня), имеющие опыт работы в образовательном
учреждении и прошедшие, как правило, специ¬альную подготовку для
работы по соответствующим программам.
4.2. Для проведения самоподготовки и индивидуальной работы с обучающимися
в режиме продленного дня, одновременно с вос¬питателями, могут
привлекаться учителя на условиях дополнитель¬ной оплаты. Целесообразность
таких занятий, их формы и продолжительность определяются психолого-педагогическим
кон¬силиумом.
4.3. В необходимом случае для работы с обучающимися ком¬пенсирующих
классов привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном
учреждении, на договорной основе.
4.4. Для работы компенсирующих классов в режиме продлен¬ного дня
оборудуется помещение, приспособленное для занятий, отдыха и дневного
сна.
4.5. Дополнительные расходы, связанные с открытием и содер¬жанием
компенсирующих классов, могут производиться в преде¬лах фонда
заработной платы (фонда оплаты труда).
V. ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЯ И УЧИТЕЛЕЙ КОМПЕНСИРУЮЩИХ
КЛАССОВ
5.1. Руководитель общеобразовательного учреждения обеспечи¬вает
создание необходимых условий для работы компенсирующих классов,
осуществляет контроль за их работой, несет ответствен¬ность за
комплектование.
5.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ор¬ганизует
работу психолого-педагогического консилиума, оказывает систематическую
организационно-методическую помощь учителям и воспитателям в определении
направлений и планировании работы компенсирующих классов, анализирует
результаты обучения.
5.3. Работающие в компенсирующих классах учителя проводят систематическое
углубленное изучение обучающихся с целью выяв¬ления их индивидуальных
особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют
динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных
программ, совместно с психологом заполняют на них педагогические
карты.