[ Главная Страница\Аттестация образовательных учреждений ]

 

   
 

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССЕ (КЛАССАХ) КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 08.09.92 №333
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Класс (классы) компенсирующего обучения (далее компенси¬рующие классы) создаются в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании, принципами гуманизации образовательного процесса, дифферен¬циации и индивидуализации обучения.
Цель организации компенсирующих классов — создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразователь¬ных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.
В компенсирующие классы принимаются дети, которые не име¬ют выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития, умственной отсталости, недостатков физического разви¬тия, в том числе выраженных речевых нарушений и др.).
Основным показателем отбора детей в классы компенсирующе¬го обучения является недостаточная степень готовности к обуче¬нию в образовательных учреждениях, выражающаяся в низком уровне сформированности психологических (включая общую лич¬ностную незрелость) и психофизических предпосылок образова¬тельной деятельности, в основе которых определяются, прежде всего, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности (повышенная истощаемость, несформированность произвольных форм деятельности, негрубые нару¬шения внимания и целенаправленности и т. п.).
Работа компенсирующих классов направлена на компенсацию недостатков дошкольного образования, семейного воспитания детей, устранение нарушений их работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрану и укрепление физического и не¬рвно-психического здоровья указанной категории обучающихся.


II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССОВ

2:1. Компенсирующие классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих необхо¬димыми для работы кадрами, и открываются общеобразователь¬ным учреждением по предложению совета этого учреждения.
2.2. В компенсирующие классы направляются или переводятся с согласия родителей (лиц, их заменяющих) дети, не имеющие по результатам проводимой перед поступлением в общеобразователь¬ное учреждение диспансеризации противопоказаний к обучению по основным общеобразовательным программам, но обнаружива¬ющие низкий уровень готовности к обучению или испытывающие затруднения в их освоении.
Показания к отбору детей в указанные классы определены Реко¬мендациями по отбору детей в классы компенсирующего обучения (приложение к Примерному положению о классе (классах) компен¬сирующего обучения в общеобразовательных учреждениях).
2.3. Компенсирующие классы создаются, как правило, для обуча¬ющихся на ступени начального общего образования. Целесообразно, чтобы компенсирующие классы работали в режиме продленного дня. Сроки для освоения программ по общеобразовательным предметам в компенсирующих классах соответствуют срокам, предусмотренным для освоения программ начального общего образования.
2.4. Отбор детей в компенсирующие классы на основе психоло¬го-педагогического диагностирования осуществляется психолого-педагогическим консилиумом и оформляется его решением. Психолого-педагогический консилиум создается в образователь¬ном учреждении приказом директора. В состав психолого-педаго¬гического консилиума входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя компенсирующих классов, другие опытные педагоги, педиатр, учитель-логопед, психолог и другие специалисты. Специалисты, не являющиеся работниками данного учреждения, привлекаются для работы в психолого-педа¬гогическом консилиуме на договорной основе.
Психолого-педагогический консилиум определяет направления компенсирующе-развивающей работы с обучающимися.
При наличии соответствующих условий функции психолого-педагогических консилиумов могут осуществляться районными (го¬родскими) психологическими службами, реабилитационными центрами для детей и подростков, психолого-медико-педагогичес¬кими консультациями.
2.5. Психолого-педагогическое диагностирование детей прово¬дится в следующем порядке:
а) организация сбора информации о поступающих школу детях, анализ этой информации и выявление детей с низким уровнем готовности к обучению;
б) специальное диагностирование детей с низким уровнем го¬товности к обучению, ориентированное на определение степени и структуры школьной незрелости и ее вероятных причин;
в) проведение при необходимости сбора дополнительной диаг¬ностической информации о детях в период их первичной адапта¬ции в образовательном учреждении (в течение первого полугодия) на основе углубленного эксперементально-психологического ис¬следования, проводимого психологом.
2.6. Наполняемость классов компенсирующего обучения со¬ставляет 9—12 человек. Наполняемость классов компенсирую¬щего обучения в малокомплектных сельских и национальных общеобразовательных учреждениях устанавливается с учетом ус¬ловий их работы.
2.7. Распорядок дня для обучающихся в компенсирующих клас¬сах устанавливается с учетом их повышенной утомляемости. Целе¬сообразны организация дневного сна, двухразовое питание, необходимые лечебные и оздоровительные мероприятия.
2.8. Обучающиеся, освоившие программы общеобразовательных (предметов в компенсирующих классах, по решению психолого-педагогического консилиума переводятся в соответствующий класс общеобразовательного учреждения, работающий по основным об¬щеобразовательным программам).
2.9. При отсутствии положительной динамики развития в усло¬виях компенсирующего обучения обучающиеся в установленном порядке направляются на медико-педагогическую комиссию (пси¬холого-медико-педагогическую консультацию) для решения вопроса о формах их дальнейшего обучения. Указанная дифференциация контингента обучающихся осуществляемся в пределах первого года обучения.
2.10. Методическую помощь педагогам компенсирующих классов оказывают методисты районных (городских) методических кабине¬тов, специалисты институтов повышения квалификации работников образования, институтов усовершенствования учителей.


III. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССАХ
3.1. Программы по общеобразовательным предметам в компенси¬рующих классах разрабатываются на базе основных общеобразова¬тельных программ с учетом особенностей обучающихся. Составной частью программы в компенсирующих классах является программа компенсирующе-развивающей работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися.
3.2. Работу с обучающимися в компенсирующих классах прово¬дят учитель, воспитатель, учитель-логопед, психолог. В обязаннос¬ти учителя-логопеда входит: всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и фронталь¬ных занятий с теми из них, которые имеют нерезко выраженные отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающими¬ся родного языка. Для логопедических занятий в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.
3.3. Психолог оказывает помощь на этапе углубленного обсле¬дования детей, отобранных в компенсирующие классы, выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и пове¬денческих реакций, проводит групповые и индивидуальные заня¬тия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы,
формирование продуктивных способов мыслительной деятельнос¬ти, а также на исправление возможных нарушений общения и по¬ведения; оказывает методическую помощь учителям.
Для проведения развивающих занятий, в том числе занятий с психологом, в учебном плане предусматривается 2 часа в неделю.
3.4. Текущие и этапные результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоения общеобразовательных про¬грамм, показатели функционального состояния их здоровья фикси¬руются в педагогической карте обучающегося и классном журнале.


IV. КАДРОВОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССОВ
4.1. В компенсирующих классах работают учителя и воспитате¬ли (при наличии групп продленного дня), имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие, как правило, специ¬альную подготовку для работы по соответствующим программам.
4.2. Для проведения самоподготовки и индивидуальной работы с обучающимися в режиме продленного дня, одновременно с вос¬питателями, могут привлекаться учителя на условиях дополнитель¬ной оплаты. Целесообразность таких занятий, их формы и продолжительность определяются психолого-педагогическим кон¬силиумом.
4.3. В необходимом случае для работы с обучающимися ком¬пенсирующих классов привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, на договорной основе.
4.4. Для работы компенсирующих классов в режиме продлен¬ного дня оборудуется помещение, приспособленное для занятий, отдыха и дневного сна.
4.5. Дополнительные расходы, связанные с открытием и содер¬жанием компенсирующих классов, могут производиться в преде¬лах фонда заработной платы (фонда оплаты труда).


V. ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЯ И УЧИТЕЛЕЙ КОМПЕНСИРУЮЩИХ КЛАССОВ
5.1. Руководитель общеобразовательного учреждения обеспечи¬вает создание необходимых условий для работы компенсирующих классов, осуществляет контроль за их работой, несет ответствен¬ность за комплектование.
5.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ор¬ганизует работу психолого-педагогического консилиума, оказывает систематическую организационно-методическую помощь учителям и воспитателям в определении направлений и планировании работы компенсирующих классов, анализирует результаты обучения.
5.3. Работающие в компенсирующих классах учителя проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выяв¬ления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ, совместно с психологом заполняют на них педагогические карты.

{Назад}

     

 


Rambler's Top100
г. Вологда. ул. Козленская, д. 99а, офис 43,44,
e-mail: regedu35@yandex.ru...тел.: (8172) 75-11-48

Hosted by uCoz