[ Главная Страница\Аттестация образовательных учреждений ]

 

   
 

ПИСЬМО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

20 апреля 2001 г.
N 408/13-13

(Д)


Министерство образования Российской Федерации направляет для
использования в работе письмо "Рекомендации по организации обучения
первоклассников в адаптационный период", подготовленное совместно с
научно - исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей
и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии
медицинских наук. Письмо является дополнением к письму Минобразования
России от 25.09.2000 N 2021/11-13 "Об организации обучения в первом
классе четырехлетней начальной школы".

Первый заместитель Министра
образования Российской Федерации
А.Ф. КИСЕЛЕВ
20 апреля 2001 г.
N 408/13-13


Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Начальный период обучения в первом классе должен создать
благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие
его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи
адаптационного периода едины для всех систем начального образования.
Согласно п. 2.9.5 Санитарных правил 2.4.2.782-99 "Гигиенические
требования к условиям обучения школьников в различных видах
современных общеобразовательных учреждений", введенных Приказом
Минздрава России от 6 августа 1999 г. N 309, в первом классе в
сентябре и октябре проводится по 3 урока 35 минут каждый. В письме "Об
организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"
сказано: "...в сентябре - октябре проводится ежедневно по три урока.
Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями,
физкультурными занятиями, развивающими играми". Чтобы выполнить задачу
снятия статического напряжения школьников предлагается на четвертых
уроках использовать не классно - урочную, а иные формы организации
учебного процесса.
В течение восьми недель учитель может планировать последними
часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в
форме уроков - игр, уроков - театрализаций, уроков - экскурсий, уроков
- импровизаций и т.п. Поскольку эти уроки также являются обучающими,
то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется
программный материал.
В классном журнале целесообразно указывать форму проведения
урока, если урок проводится не в классно - урочной форме.
Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16
уроков, по два урока в неделю) направлены, в первую очередь, на
развитие и совершенствование движений детей и по возможности
проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и
игровые ситуации.
При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев
четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные
уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку
ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков
физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить
между разными предметами, использовав гибко расписание уроков.
Например, провести последними уроками в течение сентября - октября 4 -
5 экскурсий по окружающему миру, 3 - 4 - по изобразительному
искусству, 4 - 6 - по труду, 4 - 5 уроков - театрализаций по музыке и
6 - 7 уроков - игр и экскурсий по математике.
Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный
период, выявляется специфика организации уроков по отдельным
предметам.

Организация уроков математики

Начальный период адаптации (приблизительно один месяц) совпадает
с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа,
отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый
дочисловой период). Дети в этот период учатся целенаправленно
проводить наблюдения над предметами и группами предметов в ходе их
сравнения, расположения в пространстве, классификации по признакам
(цвет, форма, размер), получая при этом количественные и
пространственные представления. Наряду с расширением математического
кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и
воспитанием личностных качеств специальное внимание уделяется развитию
математической речи детей, их общелогическому развитию.
Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с
ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе
проведения игр, практических работ, экскурсий и др. В зависимости от
характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно
перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и
т.д. На уроках часто используются игровые приемы обучения. Большое
место на занятиях математикой следует отводить дидактическим играм,
позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на
уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников
полезно использовать разнообразные дидактические материалы
(строительные наборы, конструкторы и пр.).
Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период может
проходить не только на уроках в классе, но и уроках - играх в хорошо
оборудованной игровой комнате и уроках - экскурсиях. Один урок
математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе.
Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть
использованы при изучении следующих вопросов программы:
1. Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру,
форме): экскурсии по школе, школьному двору и на спортивную площадку с
включением игр "Как найти свою группу", "Кто первый", "Угадай-ка",
"Кто дальше, кто выше, кто больше", "Научи другого" и др.; экскурсия в
кабинет математики.
2. Пространственные представления, взаимное расположение
предметов: экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок;
подвижные игры с различными заданиями.
3. Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов:
экскурсии по школе, в парк, магазин.

Организация уроков окружающего мира

Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в
большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для
проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит
непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым
обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких
впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего.
Следует однако отметить, что замена всех уроков окружающего мира
прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку в этом случае
эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные
наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, встроены в формирующуюся
систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке.
Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной
программой, по которой обучаются школьники. На порядок проведения
экскурсий могут повлиять погода, социальная обстановка, творческие
задумки учителя, содержание занятий по другим учебным предметам.
Кроме экскурсий и целевых прогулок, целесообразно на уроках
окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр и игр
- театрализаций. Подвижные игры, игры - театрализации проводятся в
классной комнате, рекреации, спортивном зале, в хорошую погоду - на
пришкольном участке.
Все перечисленные формы организации учебной деятельности могут
быть использованы при изучении следующих вопросов программы:
1. Признаки осени: экскурсии "Золотая осень", "Природа вокруг
нас", "Во саду ли в огороде".
2. Разнообразие природы: экскурсии и целевые прогулки
"Разнообразие растений", "Деревья твоего двора", "Что за дерево";
через подвижные игры "Комнатные растения".
3. Социальное окружение: экскурсия по школе для знакомства с
различными помещениями, их назначением, с работниками школы, с
некоторыми правилами поведения в школе; экскурсия по улицам города, в
общественное учреждение (детская библиотека, магазин, почта). Тематика
экскурсий может быть самая различная, например "Наш город (село)",
"Дорога от школы до..." (особое внимание обращается на места опасного
перехода). Ознакомление с социальным окружением также может проходить
через подвижные игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила
поведения в школе, общественных учреждениях, в транспорте; можно
провести игры "Поздравляем с днем рождения", "Давайте знакомиться".
4. 3доровье: подвижные игры, например "Чистота - залог здоровья".

Организация уроков музыки

Игровой элемент присущ внутренней природе искусства. Поэтому
занятия искусством несут в себе огромное компенсирующее воздействие.
Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися
являются простейшие музыкальные жанры - песня, танец, марш, их
интонационно - образные особенности. В связи с этим учебная
деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя
ярко выраженные игровые элементы.
Учителем могут использоваться следующие образно - игровые приемы:
- пластическое интонирование;
- музыкально - ритмические движения;
- свободное дирижирование;
- игра на элементарных музыкальных инструментах;
- разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.
Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как
искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами
деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и
перегрузки детей в первые месяцы их обучения.

Организация уроков изобразительного искусства

В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного
обучения художественным занятиям принадлежит особая роль.
Художественная деятельность органически присуща всей жизнедеятельности
ребенка. Игры детей всегда связаны с организацией специального
пространства. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать -
необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько
создает некое произведение, сколько выражает свое состояние. В это
время учитель имеет возможность сопереживать вместе с ребенком, на
равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или в куске
пластилина. Художественная деятельность ребенка предполагает особую
установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность
отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий
предполагают свободные игровые формы общения.
Художественные занятия в период адаптации должны иметь различные
формы:
- прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков
восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора
природных материалов для дальнейших художественных занятий (например,
тема урока "Золотые краски осени");
- экскурсия в мастерскую народных умельцев своего края или в
художественно - краеведческий музей (уголок школьного музея народного
декоративно - прикладного искусства) (например, тема урока "Красота
изделий народных умельцев");
- игры (например, тема урока "Игра в художника и зрителя"). Чтобы
ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него
воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает
разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изо,
способствуя снятию напряжения.

Организация уроков труда

Основные направления работы на первых уроках труда включают в
себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук,
формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти,
мышления и др.), координации движений, формирование первоначальных
приемов работы с ручными инструментами и пр.
Так же, как и другие уроки, часть уроков труда рекомендуется
провести в форме экскурсий или игр:
1. Подготовительная работа к созданию художественного образа на
уроках труда может проходить на таких экскурсиях, как "Красота
окружающей природы", "Образы родного края", "Сказочные животные",
"Птичий базар". Здесь происходит тренировка умения видеть образы в
окружающих предметах, которые в последствии дети будут воплощать в
своих работах.
2. Сбор природного материала целесообразно провести на экскурсии
"Природа - художник и скульптор" ("Что нам дарит природа?"). Дети
заготовят для дальнейшей работы на уроках листья, семена, корни,
шишки, веточки, плоды и другой природный материал.
Экскурсия может включать игры - соревнования на развитие
глазомера, чувства цвета, формы. Например, можно предложить игры
"Собери листочки одинаковой формы", "Кто больше придумает образов,
которые можно сделать из шишки (желудя и др.)", "Из каких природных
материалов можно сделать фигурку лисички".
Уроки на свежем воздухе могут включать игры и конкурсы, связанные
с подбором природного материала: "Кого тебе напоминает эта веточка
(шишка?)", "Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы" и т.д.
3. Можно предложить уроки - конкурсы с использованием
изготовленных поделок, например театрализованный конкурс "Озвучь тот
персонаж, который ты изобразил" или урок - игра "Бумажная авиация",
включающий в себя запуск моделей самолетов из бумаги, и игры -
соревнования, например, на дальность полетов.
4. Если позволяют местные условия, хорошо провести экскурсию
"Искусство на радость людям" на местное производство, где используются
текстиль, бумага, глина и пр.
5. Работа на пришкольном участке, в цветнике, уборка сухих
листьев может также стать содержанием уроков труда при наличии
инвентаря, соответствующего возрасту ребенка.
Данные Рекомендации по проведению уроков помогут учителю в
реализации требований Санитарных правил, в создании благоприятных
условий для адаптации детей к школе, снятии статического напряжения
школьников при одновременном выполнении образовательных программ по
всем предметам.

Руководитель Департамента
образовательных программ
и стандартов общего образования
Минобразования России
М.Р. ЛЕОНТЬЕВА

Директор Научно-исследовательского
института гигиены и охраны
здоровья детей и подростков
НЦЗД РАМН
В.Р. КУЧМА

{Назад}

     

 


Rambler's Top100
г. Вологда. ул. Козленская, д. 99а, офис 43,44,
e-mail: regedu35@yandex.ru...тел.: (8172) 75-11-48

Hosted by uCoz