Информационное письмо
Министерства образования от 22.05.2003 № 13-51-109/13
Об организации обучения информатике в третьем классе общеобразовательных
учреждений, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры
и содержания общего образования
В 2002 году начался эксперимент по обучению информатике в начальной
школе со второго класса. В 2003 году условия эксперимента в начальной
школе значительно изменились в связи с реализацией программ информатизации
образования. В школы страны поставлены компьютеры, разрабатывается
серия электронных учебных материалов, школы подключаются к Интернет,
формируются образовательные порталы в сети Интернет. В настоящее
время созданы условия для активного применения средств информационных
и коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении информатике в начальной
школе.
Трехлетний цикл обучения информатике в начальной школе нацелен
на формирование у учащихся умений применять знания, полученные
на уроках информатики, на других предметах с использованием средств
ИКТ.
Во втором классе учащиеся знакомились с видами информационной
деятельности: сбор информации, организация информации, поиск информации,
хранение информации, передача информации. Компьютерная составляющая
обучения состояла в первичном знакомстве с основными внешними
устройствами компьютера, ознакомительной работой с простейшими
обучающими программами игрового характера. Учащиеся обучались
элементам клавиатурного письма, графического интерфейса, учились
пользоваться манипулятором “мышь”, узнали о видах информационных
объектов. При этом не требовалось регулярное использование средств
ИКТ на уроках информатики, большую часть занятий составляли задания,
использующие технические средства обучения (ТСО), инструменты
исследовательской и конструкторской деятельности. Компьютер можно
было использовать по мере необходимости.
Особенностью обучения информатике в начальной школе является постепенное
наращивание компьютерной составляющей курса. В третьем классе
учащиеся готовы к использованию ТСО и средств ИКТ с поддержкой
учителя на уроках информатики и при обучении другим предметам,
так как во втором классе они уже познакомились с этими средствами
обучения на уроках информатики.
В третьем классе целесообразно продолжить использование ТСО и
бескомпьютерных инструментов при обучении информатике в следующих
видах информационной деятельности:
1. Сбор, запись информации, презентация.
Оборудование: телевизор, магнитофон или плеер, фотоаппарат, видеокамера,
аудиомагнитофон, диктофон, проекционное оборудование.
Перечисленное оборудование предназначено для записи информации
из окружающего мира и коммуникации, записи процесса и результата
деятельности учащихся.
2. Поиск информации, организация информации.
Оборудование: учебные игры (например, лото), энциклопедии, словари,
магнитная доска и карточки, доска для фломастеров, таблицы и схемы,
карты и атласы, видеотека, аудиотека.
Перечисленное оборудование позволяет организовать информацию,
представить ее структурно, схематично, познакомить учащихся с
различными формами представления информации.
3. Исследование и анализ информации, моделирование и конструирование.
Оборудование: весы; измерители объема, длины, температуры; микроскоп;
датчики; конструкторы, в том числе ЛЕГО, простейшие чертежные
инструменты и материалы для художественного творчества (пластилин,
разнообразные краски и кисти, бумага и сырье для папье-маше, ножницы
и клей, веревки и нити); музыкальные инструменты и синтезаторы
звука.
Обучение в третьем классе включает бескомпьютерную и компьютерную
составляющие. Бескомпьютерная часть курса реализуется заданиями,
направленными на развитие логического и алгоритмического мышления
учащихся, компьютерная - на формирование умений учащихся работать
с информацией с использованием средств ИКТ.
Основные темы бескомпьютерной составляющей курса информатики:
• Виды информации. Знаки. Слова. Предложения. Тексты. Изображения.
Иллюстрации. Аудио и видео записи.
• Источники информации. Наблюдения. Книги, газеты, журналы, радио,
телевидение, аудио и видеозаписи и др.
• Организация информации. Алфавитный порядок. Составные части
книги и их назначение. Каталог. Справочники.
• Поиск и анализ информации. Сужение и расширение объема поиска
информации. План поиска. Анализ информации.
• Применение информации. Создание новых информационных объектов.
Обмен информацией.
• Представление информации. Описание предметов. Описание действий.
Алгоритм и его исполнение.
• Схемы. Таблицы. Графы.
• Алфавит логики. Рассуждения.
Основные темы компьютерной составляющей курса информатики:
• Технические средства приема, передачи, хранения и обработки
информации. Аудио-видео и мультимедиа ресурсы. Радио, телевидение,
телефон, компьютер.
• Компьютер и его составные части. Правила поведения в компьютерном
классе и правила работы на компьютере.
• Приемы работы с клавиатурой.
• Компьютерный поиск ключевых слов в текстах. Поиск информации
на компакт-дисках.
• Создание на компьютере информационных объектов (текстов, изображений).
В третьем классе значительно увеличивается доля практических заданий,
учебных проектов с использованием средств ИКТ. Для осуществления
баланса между бескомпьютерной и компьютерной составляющими обучения
информатике рекомендуется в третьем классе реализовать содержание
курса как на уроках информатики (1 раз в неделю), так и в качестве
отдельных блоков содержания курса информатики в других учебных
предметах.
Урок информатики в третьем класс, представленный как отдельный
урок для всего класса без деления на группы в бескомпьютерном
варианте (с возможным использованием одного компьютера на рабочем
месте учителя), может проводиться учителем начальных классов или
учителем информатики.
Рекомендуется выделить следующие этапы урока: проверка домашнего
задания (до 5 минут), изучение новой темы (примерно 7 минут, с
использованием технических средств обучения, в том числе телевизора,
компьютера), закрепление материала (около 7 минут), практическое
или проектное задание (примерно 10 минут с использованием технических
средств обучения и инструментов исследовательской и конструкторской
деятельности, с использованием одного компьютера в классе в качестве
электронной доски в режиме эстафеты, выступления), обсуждение
результатов (5 минут). В течение урока необходимо проводить физкультминутку
(1-3 минуты).
В случае если содержание курса информатики изучается отдельными
блоками на других предметах, рекомендуется использовать проектную
форму работы. Целесообразно проводить такие занятия в кабинете,
где установлены не менее 3-х компьютеров.
Проектное задание должно быть связано с содержанием курса учебного
предмета, в рамках которого осуществляется вставка блока содержания
курса информатики. Вставки в урок рекомендуется осуществлять не
чаще 2-х раз в неделю. Такой урок рекомендуется проводить учителю
начальных классов, имеющему соответствующую подготовку.
Первую часть такого занятия учащиеся обучаются всем классом, для
чего предусмотрено рабочее пространство в классе. Для практической
работы класс делится на бригады, для чего предусмотрены рабочие
места, оборудованные компьютерами, а также устройствами, подключаемыми
к компьютеру. Рекомендуется в состав бригады, за которой закрепляется
один компьютер, включать не более 3-х человек. Практическая работа
(до 15 минут) в бригаде реализуется сменой бескомпьютерной и компьютерной
деятельности и предназначена для выполнения заданий проекта и
обсуждения результатов. Каждый учащийся должен иметь индивидуальную
часть задания как бескомпьютерную (до 10 минут), так и компьютерную
(около 5 минут). Бескомпьютерная часть задания может включать
в себя: работу в тетрадях, с конструкторским материалом, с инструментами
исследовательской деятельности, с материалами художественного
творчества, работу со словарями, энциклопедиями, с устройствами
для записи информации, в том числе дополнительными устройствами,
подключаемыми к компьютеру. Компьютерная часть задания может включать
в себя работу с творческими компьютерными средами, с текстом,
графикой, звуком на компьютере, тренажерами, обучающими играми
соответствующей тематики.
В общеобразовательных учреждениях, имеющих возможность использовать
для обучения информатике в начальной школе компьютерный кабинет,
рекомендуется организовать проведение компьютерной части урока
по информатике в таком кабинете. Для этого класс делится на две
группы. Компьютерную часть урока целесообразно проводить учителю
информатики сначала для одной группы детей, а затем для второй
(по 15 минут для каждой группы). В это время учитель начальной
школы проводит бескомпьютерную часть урока информатики для одной
из групп учащихся. Таким образом, группы меняют виды учебной деятельности
в рамках одного урока. Проведение таких уроков возможно, если
в общеобразовательном учреждении предусмотрена оплата двух учителей,
работающих в рамках одного урока.
Объем домашнего задания рекомендуется регулировать таким образом,
чтобы избегать перегрузки учащихся. Например, можно в качестве
задания предложить учащимся провести наблюдение во время прогулки,
подготовить фрагмент конструкторской работы, выполнить 1-2 задания
из рабочей тетради, предусмотренной для самостоятельной работы
ребенка, подобрать какую-либо информацию и пр. Основная цель домашней
работы - использовать полученные знания и умения информационной
деятельности при выполнении заданий по другим предметам (работа
с книгой, словарем, рисунком, подготовка сообщения, поиск и подбор
информации).
Для использования средств ИКТ в обучении информатике рекомендуется
заранее выбрать такую организацию обучения информатике, которая
наиболее подходит для образовательного учреждения в соответствии
с комплектацией школы средствами ИКТ.
Урок в классной комнате.
В ней целесообразно установить один компьютер с возможностью подключения
к нему переносного мультимедийного проектора или телевизора.
Желательно оборудовать компьютерное рабочее место принтером, графическим
планшетом, звуковыми колонками.
Использование на занятиях цифрового фотоаппарата, видеокамеры
позволит расширить возможности использования наглядности в обучении:
создание компьютерных видео-коллекций детских работ, фрагментов
занятий, школьной жизни, позволит создавать коллекции по ознакомлению
окружающему миру.
Урок в читальном зале библиотеки.
В нем можно организовать проектное обучение информатике и занятия
по обучению различным предметам с компьютерной поддержкой, если
снабдить читальный зал 3-5 компьютерами, в том числе объединенными
в локальную сеть школы.
Наличие телевизора с видеомагнитофоном, возможность подключения
к телевизору компьютера или подключения к компьютеру мультимедийного
проектора позволит организовать лектории, обсуждение коллективных
проектов учащихся, их индивидуальных сообщений. При этом необходимо
предусмотреть в помещении наличие рабочих столов, позволяющих
учащимся, не занятым в данный момент работой за компьютером, выполнять
бескомпьютерную часть задания, проводить групповое обсуждение
учебных проблем с учителем.
В читальном зале целесообразно предусмотреть размещение школьной
медиатеки, видеоматериалов, в том числе созданных педагогическим
коллективом школы.
Читальный зал библиотеки при таком оснащении становится и методическим
кабинетом для учителей, что позволяет организовать регулярные
консультации по вопросам использования ИКТ в обучении, применения
медиатеки и видеотеки школы в учебном процессе.
Желательно снабдить компьютеры, размещенные в читальном зале школьной
библиотеки, выходом в Интернет для ознакомления с простейшими
формами телекоммуникационной деятельности - электронной почтой.
В рамках проектных работ на уроке возможно организовать переписку
учащихся между городами, выход на образовательные и познавательные
сайты.
Урок в актовом зале школы.
При наличии актового зала в школе или видеозала целесообразно
оборудовать его как компьютерный лекторий (компьютер, звуковая
система, переносной или стационарно установленный мультимедийный
проектор, телевизор, видеомагнитофон) для проведения учебных занятий:
видео и компьютерных путешествий, зрелищных мероприятий и занятий
воспитательного характера.
Урок в компьютерном кабинете.
Для проведения уроков информатики и занятий по другим предметам
в компьютерном кабинете возможно привлекать дополнительное оборудование:
• мультимедийный проектор;
• цветной струйный принтер;
• сканер;
• колонки компьютерные;
• графический планшет для рисования;
• цифровой фотоаппарат или видеокамера;
• музыкальная клавиатура с возможностью компьютерного ввода и
преобразования мелодий.
Желательно иметь инструменты для создания и редактирования текстов:
• магнитные карточки, доски и другие системы набора;
• штампы, трафареты;
• ручки, фломастеры;
• текстовые компьютерные редакторы с программой проверки правописания;
• клавиатурные тренажеры.
Обучение информатике в третьем классе подготовит учащихся к самостоятельному
использованию в учебной деятельности информационных источников,
в том числе ресурсов школьной библиотеки и медиатеки, сформирует
элементарные умения работы на компьютере, подготовит к работе
с информацией с использованием средств коммуникаций, расширит
круг понятий и кругозор учащихся в области ИКТ. Важно, что практические
задания и проекты, которые учащиеся выполняют в третьем классе
по курсу информатики, позволят им получить опыт учебной деятельности
с использованием ТСО и средств ИКТ и применить его в четвертом
классе при выполнении подобных заданий по другим предметам. Это
способствует вхождению учащихся в информационное образовательное
пространство.
Руководитель Департамента А.В. Баранников