Письмо Управления специального
образования Минобразования РФ
от 30 мая 2003 г. N 27/2881-6
"О единых требованиях к наименованию и организации деятельности
классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой
психического развития"
Мониторинговое исследование, проведенное Министерством
образования Российской Федерации в 2002/03 учебном году выявило
наличие в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации
классов различных наименований (коррекционно-развивающего обучения,
адаптации, здоровья, педагогической поддержки, выравнивания, интенсивного
развития, повышенного внимания и др.). Данный факт был подтвержден
мнением участников Всероссийской конференции по проблеме "Компенсирующее
и коррекционно-развивающее обучение: задачи и перспективы развития"
(февраль, 2003 год), зафиксированным в резолюции конференции,
которая была доведена до сведения органов управления образованием
субъектов Российской Федерации информационным письмом от 18 апреля
2003 г. N 27/2756-6.
В связи с поступающими запросами об организации деятельности этих
классов Министерство считает необходимым разъяснить следующее.
Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта
2001 г. N 196, предусмотрено открытие в общеобразовательных учреждениях
Российской Федерации классов компенсирующего обучения и специальных
(коррекционных) классов для обучающихся с отклонениями в развитии.
Функционирование в общеобразовательных учреждениях классов иных
наименований Типовым положением не предусмотрено.
Одновременно, разъясняем, что деятельность классов компенсирующего
обучения в настоящее время регламентируется Положением о классах
компенсирующего обучения, утвержденным приказом Минобразования
России от 8 сентября 1992 г. N 333.
При организации работы специальных (коррекционных) классов общеобразовательное
учреждение должно руководствоваться Типовым положением о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников
с отклонениями в развитии в редакциях постановлений Правительства
Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288 и от 10 марта 2000
г. N 212.
В указанном Типовом положении перечисляются категории детей, для
которых могут создаваться специальные (коррекционные) учреждения
и, соответственно, специальные (коррекционные) классы общеобразовательных
учреждений, а именно глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых,
слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями
речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой
психического развития, для умственно отсталых и других детей с
отклонениями в развитии.
Разъясняем, что наименование этих классов должно соответствовать
пункту 30 Типового положения об общеобразовательном учреждении.
При этом в наименовании специального (коррекционного) класса может
указываться его вид в зависимости от отклонений в развитии обучающихся,
воспитанников, обозначаемый следующим образом: "I вид"
- для глухих, "II вид" - для слабослышащих, "III
вид" - для слепых, "IV вид" для слабовидящих, "V
вид" - для детей с тяжелыми нарушениями речи, "VI вид"
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, "VII
вид" - для детей с задержкой психического развития, "VIII
вид" - для умственно отсталых. Считаем целесообразным при
организации деятельности этих классов использовать инструктивное
письмо Министерства общего и профессионального образования Российской
Федерации от 4 сентября 1997 г. N 48 "О специфике деятельности
специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII
видов и приказ Минобразования России от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п
"Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями
в развитии".
Наиболее часто в общеобразовательных учреждениях открываются классы
для обучающихся с задержкой психического развития, в которых обучается
более 195 тысяч детей. При организации работы специальных (коррекционных)
классов VII вида можно использовать пакет документов об обучении
в общеобразовательном учреждении детей с задержкой психического
развития, разработанный Московским департаментом образования,
одобренный III Всероссийской конференцией "Компенсирующее
и коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения"
(февраль, 2000 год) и доведенный до сведения органов управления
образованием субъектов Российской Федерации информационным письмом
Минобразования России от 28 июня 2000 г. N 27/1012-6, и письмо
Министерства просвещения РСФСР от 3 июня 1988 г. N 10-136-6 "О
специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического
развития" в части, не противоречащей действующим типовым
положениям об общеобразовательном и специальном (коррекционном)
общеобразовательном учреждениях, инструктивному письму Министерства
общего и профессионального образования Российской Федерации от
4 сентября 1997 г. N 48 "О специфике деятельности специальных
(коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов"
и приказу Минобразования России от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п
"Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями
в развитии".
Начальник Управления Т.В.Волосовец