Письмо Минобразования РФ
от 30 октября 2003 г. N 26/4100-6
"О приведении в соответствие с действующими санитарными нормами
условий обучения и пребывания детей в образовательных учреждениях"
В настоящее время в России как на государственном
уровне, так и в обществе в целом происходит качественный сдвиг
в осознании ценности жизни и здоровья каждого ребенка.
Развитие образования в обществе - важнейший элемент социально-культурного
и экономического развития страны. В этом плане на образование
как целостную государственную структуру обеспечивающую социализацию
личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения психического,
физического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
В последнее десятилетие в состоянии здоровья детей сформировались
устойчивые негативные тенденции - увеличение распространенности
факторов риска формирования нарушений здоровья и развития, рост
заболеваемости и инвалидности. Результаты Всероссийской диспансеризации
детей 2002 года констатируют снижение доли здоровых детей (с 45,5
до 33,9%) с одновременным увеличением вдвое удельного веса числа
детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность.
Сложившаяся ситуация ухудшения здоровья детей и подростков активизировала
деятельность министерства, региональных и муниципальных органов
управления образованием, направленную на поиск новых стратегий,
обеспечивающих снижение уровня заболеваемости и сохранение здоровья
всех субъектов образовательного процесса.
Сегодня мы пропагандируем школу, которая будет содействовать здоровью,
вырабатывая единый подход к решению проблемы, основанный на научно
обоснованном оздоровительно-образовательном процессе, с учетом
психофизических, типологических, половых, возрастных особенностей
учащихся, экологической обстановки, в которой находится образовательное
учреждение.
Вопросы оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки
обучающихся, обеспечения в образовательных учреждениях условий,
способствующих сохранению и укреплению их здоровья, нашли отражение
в Концепции модернизации российского образования на период до
2010 года, Национальной доктрине образования, Концепции профилактики
злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде,
Концепции структуры и содержания общего образования, Концепции
профильного обучения в старших классах. В настоящее время доработан
проект ведомственной программы "Здоровье и образование".
Созданы условия для развития сети "школ здоровья". В
организационно-структурном оформлении этого направления деятельности
значительную роль, по отзывам из регионов, сыграло Примерное положение
о центрах содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников
образовательного учреждения, утвержденное приказом Минобразования
России в мае 2000 года.
Формирующаяся сеть центров содействия укреплению здоровья представлена
их различными моделями, в т.ч. "Школа здоровья" (поддерживается
фондом "Школа здоровья" в рамках федеральной целевой
программы "Дети Чернобыля"); "Школа укрепления
здоровья" (развивается в рамках международного проекта TACIS
по модели Европейской сети школ укрепления здоровья); региональные
проекты (Вологодская, Кемеровская, Нижегородская, Орловская области,
Республика Татарстан, г.Москва и др.).
Минобразование России за счет средств подпрограммы "Здоровый
ребенок" федеральной целевой программы "Дети России"
начало с 2003 года обеспечение медицинских кабинетов школ, входящих
в Ассоциацию школ, содействующих здоровью, комплектами оздоровительного
оборудования.
В течение ряда лет в общеобразовательные учреждения внедряются
профилактические образовательные программы для детей и подростков:
- федеральная межведомственная программа "Здоровье"
для учащихся с 1-го по 11-й классы. Программа предполагает, помимо
обеспечения обучающихся необходимой информацией для формирования
собственных стратегий и технологий, сохранение и укрепление здоровья,
создание методологических и технологических оснований для моделирования
различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья
в образовательном учреждении, а также на изменение всего уклада
школьной жизни с пользой для здоровья всех участников образовательного
процесса. Разработано учебно-методическое сопровождение программы
- комплект пособий для учителей, ведущих уроки по программе "Здоровье",
руководителей школ по организации здоровьеразвивающей образовательной
среды. В этом году тиражи программы и методического комплекта
к ней направлены в институты повышения квалификации и переподготовки
кадров работников образования;
- образовательные профилактические программы "Полезные привычки"
(1 - 4-й кл.), "Полезные навыки (5 - 9-й кл.), "Полезный
выбор" (10 - 11-й кл.) работают на федеральном уровне пять
лет. По этим программам разработаны и изданы общим тиражом 630
тыс.экз. рабочие тетради для учеников, их родителей, учителей;
обучено около 600 преподавателей, психологов из 63 субъектов РФ;
органам управления образованием субъектов РФ предоставлены типографские
диски для тиражирования продукции;
- образовательная профилактическая программа для обучающихся начальных
классов "Все цвета кроме черного";
- образовательная программа "Разговор о правильном питании"
для начальных классов разработана Институтом возрастной физиологии
РАО с целью формирования у детей основ культуры питания. Программа
работает шесть лет в общеобразовательных учреждениях различного
типа 26 субъектов РФ. Регионы, принимающие участие в ее реализации,
обеспечиваются учебно-методическими комплектами (рабочая тетрадь
для ребенка, методическое пособие для педагога, брошюра для родителей,
плакаты).
Значительное место в системе мер по охране здоровья детей и молодежи
занимает работа по профилактике злоупотребления наркотическими
средствами, психотропными и иными одурманивающими веществами.
Приоритетной задачей борьбы с наркотизацией подростков и молодежи
является организация профилактической работы, направленной на
формирование у молодого поколения ориентации на здоровый образ
жизни. Такая работа предполагает комплексный подход к решению
проблем предупреждения наркомании во всех основных сферах жизнедеятельности
детей, подростков и молодежи. Решение многих задач по профилактике
находится в сфере компетенции органов управления образованием
и образовательных учреждений, так как через воспитательное воздействие
этой системы проходит практически все молодое поколение страны.
Плодотворные отношения сложились у Минобразования России с Министерством
здравоохранения Российской Федерации на всех уровнях межведомственных
контактов по целому блоку проблем, касающихся оздоровительных
мероприятий в общеобразовательных учреждениях. Совместно реализуются
две федеральные целевые программы - "Здоровый ребенок",
"Анти-ВИЧ/Спид"; взят курс на раннее выявление отклонений
в здоровье и развитии, а значит - на раннюю помощь, лечение, коррекцию;
проводилась Всероссийская диспансеризация детей 2002 года, реализуется
утвержденный совместным приказом План неотложных мер по улучшению
охраны здоровья детей в Российской Федерации на 2002 - 2003 гг.
В сентябре 2003 года проведено заседание коллегии Минобразования
России с участием Минздрава России по вопросу "О состоянии
работы органов управления образованием и общеобразовательных учреждений
по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в общеобразовательных
учреждениях", на котором было отмечено, что первые шаги,
предпринятые в направлении решения проблемы охраны и укрепления
здоровья обучающихся, еще не дали серьезных результатов в фактическом
улучшении здоровья детей, существует много проблем, которые должны
решаться совместно с субъектами Российской Федерации.
Так, по данным Минздрава России, только в половине общеобразовательных
учреждений материально-техническая база соответствует по всем
параметрам санитарно-гигиеническим требованиям.
Актуальной остается проблема переуплотненности школ. В Калининградской
области во вторую и третью смены занимаются почти 31 тыс. учащихся,
что составляет 26% от их общего числа; в Курской области во вторую
смену занимаются 16% учащихся. В ряде районов Республики Мордовия
большинство школ проводят занятия в две смены, при этом для перевода
обучающихся на односменные занятия только в г.Саранске необходимо
построить 15 школ.
Неблагополучной остается и ситуация с оснащением школ ученической
мебелью. Например, в республиках Калмыкия, Северная Осетия - Алания,
Карачаево-Черкесской Республике, Еврейской автономной области
80% ученической мебели не соответствует гигиеническим требованиям.
Критическая ситуация сложилась в Камчатской области: новая мебель
не поступала в общеобразовательные учреждения этого региона последние
10 - 15 лет. В образовательных учреждениях Ставропольского края
свыше 40% ученической мебели не соответствует росто-возрастным
особенностям детей.
Наибольшее число учреждений, не отвечающих санитарно-гигиеническим
нормам по параметрам микроклимата, было отмечено в Сахалинской
области (62%), Республике Саха (Якутия) (45%), Ханты-Мансийском
автономно округе (43%), Приморском крае (42%), Ивановской области
(40%), Республике Бурятия (39%). В этих регионах число таких неблагополучных
учреждений превышает общероссийские показатели в два и более раз.
В 40% учреждений, расположенных в районах с суровыми климатическими
условиями, отсутствует центральное отопление (Читинская область
и Таймырский автономный округ). В Усть-Ордынском Бурятском автономном
округе нет центрального отопления в 66% учреждений, что является
худшим показателем по Российской Федерации.
Перебои в энергоснабжении в ряде субъектов РФ (Приморский край,
Камчатская область) и недостаточное обеспечение общеобразовательных
учреждений осветительными приборами приводят к низкому уровню
освещенности рабочих мест обучающихся.
Нельзя считать удовлетворительными и имеющиеся в ряде школ условия
для занятий физической культурой. Например, в Калининградской
области 30% сельских школ не имеют спортивных залов, поэтому для
занятий физкультурой используются плохо приспособленные помещения.
Несмотря на активно проводящуюся работу, имеются серьезные трудности
в организации школьного питания. Кардинальные изменения в системе
общественного питания в сочетании с прогрессивным ростом цен на
продукты привели к сокращению числа школьников, получающих в школе
горячее питание, в особенности старших классов (их число не превышает
10 - 20%).
По данным пилотажных исследований, лишь 23% учащихся получают
горячую пищу 2 - 3 раза в день. Число детей, пользующихся школьными
столовыми, сократилось примерно на 30%.
Происходит замена горячего питания буфетной продукцией.
В целом питание школьников характеризуется не только снижением
энергетической ценности пищи, но и резким обеднением ее микроэлементами,
особенно витаминами, дефицит которых отражается на росте и развитии
детей. Степень дефицита витаминов часто достигает 80% от возрастных
норм.
Снижение числа обучающихся, получающих горячее питание, отмечено
в Ивановской и Калининградской областях, имела место замена горячего
питания буфетной продукцией в Ульяновской области, которую получают
35% обучающихся. Рациональное горячее школьное питание отсутствует
в Брянской области.
Невыполнение норм питания по калорийности и полноте вложения продуктов
было выявлено в 31 - 40% исследований в Мурманской области, Коми-Пермяцком,
Чукотском автономных округах, Хабаровском крае и ряде других регионов.
По данным центров госсанэпиднадзора, охват детей горячим питанием
увеличился в 2001/2002 учебном году лишь в Приморском крае, Новосибирской,
Тюменской, Курской, Рязанской, Ульяновской областях, Чувашской
Республике. В этой связи следует высоко оценить инициативу ряда
регионов (Татарстан, Башкортостан и др.), где обеспечивается 100%-ное
горячее питание всех школьников, включая старшеклассников.
Следует отметить, что большинство из обозначенных проблем, а именно:
улучшение материально-технической базы общеобразовательных учреждений,
ремонт зданий, организация горячего питания, оздоровление обучающихся
требуют решения на уровне учредителя. Для их решения с учетом
природно-климатических условий региона, социально-экономических
условий жизни семей необходима помощь региональных органов исполнительной
власти.
В целях улучшения работы органов управления образованием и общеобразовательных
учреждений по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима
Минобразование России рекомендует:
1. Проанализировать материально-техническое состояние образовательных
учреждений, разработать по согласованию с территориальными центрами
госсанэпиднадзора планы мероприятий, направленных на соблюдение
в них требований санитарных правил и норм.
2. Предусмотреть разработку и реализацию региональных программ
развития образования, направленных на реконструкцию и строительство
образовательных учреждений, обеспечение их необходимой мебелью,
техникой, спортивным инвентарем и оборудованием для проведения
оздоровительной работы.
3. Предусматривать обеспечение в первоочередном порядке образовательных
учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
медицинским оборудованием и лекарственными препаратами.
4. Провести выборочный анализ обеспеченности общеобразовательных
учреждений медицинским оборудованием, медперсоналом и разработать
систему мер по его улучшению.
5. Разработать на основе анализа питания детей в образовательных
учреждениях комплекс мер по его улучшению, в том числе в части,
касающейся обеспечения образовательных учреждений йодированной
солью и пищевыми продуктами, обогащенными микронутриентами.
6. Изыскать финансовые возможности для включения в штаты образовательных
учреждений должностей специалистов, которые могли бы обеспечивать
целенаправленную работу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся,
воспитанников. Ввести в образовательных учреждениях практику обязательного
закрепления за конкретными работниками функций координаторов оздоровительной
работы с обучающимися, воспитанниками.
7. Обеспечить создание в образовательных учреждениях условий,
содействующих сохранению и укреплению физического и психического
здоровья обучающихся воспитанников средствами физической культуры.
8. Продолжить внедрение в образовательный процесс специализированных
учебных программ профилактической направленности, включающих антинаркотическое
просвещение, правовое просвещение, повышение общей культуры субъектов
образовательного процесса (детей, родителей, педагогических работников),
обучение детей жизненным навыкам, безопасному поведению, формирование
у них здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной
жизни.
9. Предусматривать при проведении аттестации образовательных учреждений
показатели состояния работы по сохранению и укреплению здоровья,
формированию здорового образа жизни, профилактике наркомании и
правонарушений среди обучающихся, воспитанников.
Заместитель министра Е.Е.Чепурных