|
Бизнес и образование: проблемы, тенденции, приоритеты
В жизни современного общества возрастает роль науки, образования, новых, в том числе информационных, технологий — всего, что имеет отношение к интеллектуальному потенциалу. Переход развитых стран от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, экономика которого является интеллектуальной, основанной на знаниях, также выдвигает на первый план интеллектуальную составляющую человеческой деятельности.
1. Актуальность проблематики
Качество, конкурентоспособность профессионального образования имеют определяющее значение для успешного развития любой страны, в особенности России. Революционное изменение технологий, опирающихся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, и связанная с этим геополитическая конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы становятся важнейшими факторами, определяющими не только экономику, но и политику XXI века.
В связи с этим уровень интеллектуального потенциала страны, напрямую определяющийся качеством и конкурентоспособностью образования, становится не только важнейшим фактором экономического и социального развития, но и ключевым условием экономической и политической самостоятельности страны, ее выживания.В целом можно утверждать, что в конце 80-х и в течение 90-х годов XX века произошло существенное снижение качества и конкурентоспособности образовательного и исследовательского процессов в высшей школе России и, как следствие, снижение качества подготавливаемых специалистов — выпускников вузов. В настоящее время это приводит к потере авторитета российской образовательной системы, переизбытку на рынке труда невостребованных дипломированных специалистов, острой потребности бизнес-сообщества в современных кадрах менеджеров и системных управленцев.
Поэтому удовлетворение текущих и будущих потребностей бизнеса в качественных специалистах, выполнение его профессиональных требований к выпускникам вузов с учетом реальных запросов отечественного рынка труда являются ключевой задачей российского профессионального образования.
Таким образом, от конструктивного партнерства вузов и работодателей, последние из которых выступают главными заказчиками и потребителями образовательных услуг высшей школы, во многом будут зависеть качество и конкурентоспособность российского образования, эффективность его модернизации.
Ключ к решению проблемы вхождения России в новую историческую эпоху — эпоху постиндустриальной цивилизации в качестве одной из ведущих держав — находится в восстановлении и укреплении частично утраченного научно-промышленного потенциала, производственной и социальной инфраструктуры, подготовке высококвалифицированных кадров, соединении мирового опыта общественных и производственных отношений с уникальными традиционными духовно-культурными ценностями нашей страны.
Ни у кого сейчас не вызывает сомнений, что восстановление и эффективное использование научно-технического потенциала России, широкомасштабные инвестиции не только в добывающую промышленность, но и в современные электронные технологии, науку и образование — наиболее актуальные на сегодня задачи для страны.
Из всех возможных сценариев развития именно инновационный подход наилучшим образом решает задачу активной и полноценной реализации интеллектуального потенциала страны, становится основой проведения антикризисной политики.
Необходимость усиления инновационной составляющей экономики России неоднократно подтверждалась как в трудах российских экономистов, так и в официальных документах Правительства РФ, министерств и ведомств. Однако, по оценкам экспертов, Россия тратит на исследования и активизацию инновационной деятельности 1,2% ВВП, причем более 50% этой суммы приходится на бюджетные инвестиции, тогда как в США этот показатель составляет 2,6—2,7% ВВП в год, в странах Европейского союза, Японии доля расходов на НИОКР составляет от 2,7 до 3,1% от ВВП.
Появление и стремительное развитие высоких технологий, рост уровня технической оснащенности производств, обеспечение высоких темпов развития науки и техники, обусловленные необходимостью достижения конкурентоспособности отечественного производства и сферы услуг, требуют наличия квалифицированных специалистов и соответствующей системы их подготовки.
Важнейшими задачами, стоящими сегодня перед профессиональным образованием, являются существенная модернизация его содержания и структуры, сбалансированное развитие всех его уровней в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, бизнеса, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.
Формирование в стране системы непрерывного профессионального образования, развивающегося на базе интеграции с наукой, вовлечение работодателей в процесс образования на всех его стадиях: от выработки квалифицированных требований к уровню подготовки до совершенствования образовательных технологий и итоговой аттестации специалиста, развитие интеграции программ профессионального образования разного уровня, создание условий для повышения инвестиционной привлекательности системы образования — ключевые задачи образовательного и бизнес-сообщества.
Таким образом, эффективность современного материального производства и научно-технический прогресс находятся наряду с другими факторами в прямой зависимости от общего развития знаний и квалификации работников. В связи с этим, выступая основным звеном процесса воспроизводства совокупной рабочей силы, система образования играет все возрастающую роль в социальном, экономическом и научно-техническом развитии страны.
2. Рынок испытывает дефицит кадров
На российском рынке образовательных услуг сложилась весьма парадоксальная ситуация: число студентов вузов год от года растет, а бизнес буквально задыхается от нехватки квалифицированных менеджеров.
Эксперты объясняют это явление "перепроизводством" в стране дипломированных специалистов, нарушением баланса между их количеством и реальной потребностью данной категории трудовых ресурсов.
"Упрямая" статистика свидетельствует: из 1,5 млн. специалистов, ежегодно выпускаемых высшей школой, отечественный ранок труда, бизнес-сообщество способны принять лишь 500 тыс. человек. Между тем по сравнению с 1995 годом число студентов в России выросло в 2 раза и сейчас составляет 6,5 млн. человек — рекорд десятилетия. Сегодня наша страна уже превзошла США по такому наглядному показателю, как число студентов на 10 000 населения (у нас — 245 человек, у них — 234). В Америке 65% выпускников школ поступают в вузы, в России — 76%.
В стране обозначился острый дефицит современных менеджеров-управленцев, способных самостоятельно решать задачи в условиях конкуренции и рыночных отношений.
О том, что современная система управления в России несовершенна, свидетельствуют расчеты экспертов: неэффективность управленческих кадров тормозит ежегодный рост экономики как минимум на 1,5-2%.
Вот почему проблема подготовки профессиональных кадров активно обсуждается на различных форумах и дискуссиях. По социологическим данным, сейчас в России насчитывается только 5—8% управленцев, соответствующих требованиям современных стандартов. Для сравнения: в Германии - 43%, в США - 56%.
Несмотря на то что за период с 2000 по 2005 год бюджетные расходы на образование в России выросли в сопоставимых ценах в профессиональном образовании в 1,7 раза, по сравнению со странами — членами ОЭСР (с поправками на паритет покупательной способности) они остаются крайне низкими. В расчете на одного обучающегося они ниже почти в 10 раз.
Контрольные цифры приема на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на 2005 год были установлены в объеме 585 582 человека, в том числе по очной форме обучения — 403 521, что меньше контрольных цифр приема на 2004 год соответственно на 25 244 и 3639 человек. Сокращены неоправданно завышенные цифры приема по непрофильным для вузов направлениям подготовки.
Установление государственного задания на подготовку специалистов позволит определять контрольные цифры приема молодежи в федеральные учреждения высшего профессионального образования с учетом баланса перспективной потребности рынка труда. В этих целях Правительство РФ постановлением от 23.12.2005 № 803 утвердило Федеральную целевую программу развития образования на 2006—2010 годы1, которая носит межотраслевой характер и направлена на все субъекты системы образования, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти, органов управления субъектов РФ и муниципальных органов управления образованием. Это позволит проводить единую федеральную образовательную политику, решить проблемы диспропорций в целевой подготовке кадров, сформировать единое информационное пространство.
Серьезным подспорьем в этих вопросах должно стать обучение управленческих кадров высокой квалификации по популярной международной программе МВА. В то время как в Китае ежегодно выпускается 15 тыс. профессионалов, обученных по этой системе, а в Америке — 104 тыс., России приходится довольствоваться всего 5 тыс. специалистов.
По данным независимых исследований, в России в среднем тратится на бизнес-образование меньше двух долларов на человека в год, а в развитых странах эта цифра составляет как минимум 200 долларов. Кроме того, в нашей стране очень слабо развита система дистанционного образования.
Статус системы МВА в Америке и в Европе разнится. За океаном ее рассматривают как магистратуру, а в странах ЕС считают, что этот тип обучения нацелен на карьеру, а не на науку и, следовательно, не может быть приравнен к магистратуре.
В России МВА до 1999 года считали системой профессиональной подготовки, а в 1999 году приравняли к получению статуса "специалиста". За период 2003—2005 гг. количество российских вузов, предлагающих своим студентам обучение по системе МВА, возросло почти в 2 раза — с 33 до 57. Но и цены на это престижное образование в нашей стране за последние три года выросли на 30%. Тем не менее развитие обучения по системе МВА является наиболее перспективным и конкурентоспособным.
3. Перспективы обучения по займу
По данным исследований, 25% студентов, оплачивающих учебу, готовы взять образовательный кредит на 10 лет под 10% годовых, но существующие на сегодняшний день условия их не устраивают. В России был разработан законопроект "Об образовательных кредитах", предусматривающий снижение процентных ставок по займам за счет государственного субсидирования. В идеале стоимость образовательных кредитов не должна превышать 8% годовых (в США этот показатель — 8,5%). При этом государство выступало бы в качестве поручителя заемщика. Но этот законопроект был недавно отклонен правительством. Государство пока не готово обеспечивать студентов-контрактников, поскольку последние таким образом автоматически переводятся в разряд "бюджетников", что повлечет за собой необходимость в пересмотре всей системы финансирования высшего образования.
Например, в Австралии, Великобритании, Нидерландах, Новой Зеландии, США, Китае, Швеции и Японии вузы финансируются в основном за счет платы за обучение, В последних трех странах основной формой финансирования высшего образования являются образовательные кредиты, предосташтяемые государством, частными организациями и самими вузами. При этом гарантом выступает, как правило, само государство. Но переход на такую схему в России означает проведение революционной реформы системы образования, и не факт, что она себя оправдает.
Есть и другой зарубежный опыт, который облегчает жизнь потенциальным студентам. Например, оплата, хотя бы частичная, кредитов потенциальными работодателями. Но такой вариант возможен только в случае с узкоспециализированным образованием, а для универсального не подходит. Чтобы сделать эту схему приемлемой, необходимо вернуть систему распределения выпускников вузов. Поэтому этот вариант используется в единичных, частных случаях — преимущественно, если абитуриент уже работает в компании и хорошо себя зарекомендовал.
Образовательные кредиты в нашей стране не выгодны никому, кроме самих потенциальных студентов. Ведь абитуриент, набравший полупроходной балл при поступлении в вуз, может заключить контракт и обучаться на платной основе. При этом за свои услуги учебные заведения, как правило, требуют оплату практически оптом — за каждый семестр. В среднем по России один семестр может стоить 10—15 тыс. рублей, и это не предел. За пять лет обучения в престижном вузе от вас могут потребовать 25 тыс. долларов, то есть около 700 тыс. рублей. Понятно, что далеко не каждая семья может позволить себе дать ребенку столь дорогостоящее образование.
Тема образовательных кредитов, доступных широкому кругу абитуриентов, постепенно становится вопросом номер один в социальной политике государства.
В условиях, когда увеличения госфинансирования вузов до уровня развитых стран ждать не приходится, когда доля платного высшего образования достигла 60%, необходимо искать пути решения сразу двух проблем: привлечения дополнительного финансирования высшей школы за счет бизнеса и расширения правовых возможностей доступа работодателей к платному престижному образованию. Выходом представляются образовательные кредиты, выдаваемые под разумные проценты на длительные сроки. Но банки в России готовы выдавать кредит не ниже чем под 16—20% годовых не более чем на 5 лет. Чтобы образовательный кредит действительно стал доступным, необходимо снизить процентную ставку как минимум вдвое и увеличить срок возврата кредита хотя бы до 10 лет.
Забыт основополагающий принцип: кредиты в отличие от субсидий — мероприятие коммерческое. И сегодня, когда в России создается система страхования финансовых рисков, появляется возможность развития дешевых образовательных кредитов на рыночной основе без привлечения средств из госбюджета. Данные проведенного в вузах исследования показывают, что около 30% сегодняшних студентов и абитуриентов готовы взять кредит под 10% годовых. Предполагаемый рынок образовательных кредитов — от 3,5 млрд. долларов.
Откуда взять "длинные'1 деньги на кредиты под столь низкие по современным рыночным меркам ставки? Возможности привлечения капитала внутри страны ограничены. Исходя из опыта крупных банков, деньги предполагается заимствовать за рубежом. Инвестиционные рейтинги крупных российских банков сегодня выше, чем инвестиционный рейтинг страны в целом, к тому же в дешевых заимствованиях зачастую важную роль играют страховые схемы. Кредит, который не так давно получил Внешторгбанк, был застрахован за рубежом и предоставлен под 3,5% годовых. Если будут гарантии Российской Федерации, привлечение средств из-за рубежа сегодня обойдется в те же 3,5% годовых, то есть вполне реально привлечение миллиардных сумм под 5—5,5% годовых.
Остается важная проблема: кредит, даже самый дешевый, невозможно вернуть, если речь идет о специалистах-бюджетниках. Зарплата учителя, врача, большинства госслужащих вряд ли позволит это сделать.Вот здесь-то и требуется участие государства. Целесообразно перераспределить бюджетные места таким образом, чтобы государство в большей степени финансировало получение социально значимых профессий, предоставляя социальный пакет тем, кто на него работает. Востребованные же рынком престижные вузы и факультеты вполне могут действовать на преимущественно платной основе, а дешевые образовательные кредиты дадут возможность социального люфта для детей из малообеспеченных семей. Это позволит эффективнее диверсифицировать бюджетные средства и станет дополнительным фактором развития в стране полноценного рынка высшего образования с привлечением бизнес-сообщества.
Посудите сами: студент заинтересован в социальных гарантиях и престижном, конкурентоспособном образовании, государство — в гарантированном формировании заказа на подготовку профессиональных специалистов, бизнес-сообщество — в притоке кадров образованных менеджеров, вузы — в расширении образовательных услуг.
Внушительно выглядит и экономический стимул. По расчетам экспертов, вложения в недвижимость приносят кредитору, инвестору в среднем 16% годовых, в высокие технологии — 40%, а в людей, их интеллект, профмастерство — до 300%. Выгода очевидна!
В конечном счете от качества образования, в том числе и от образовательного кредита, напрямую зависят карьера, зарплата и отдача дипломированного специалиста, а значит — успешное и динамичное развитие России.
4. Бизнес предлагает свою альтернативу
Модернизация системы образования призвана обеспечить Россию качественно новыми кадрами.
У нас в стране несколько сотен университетов, академий и вузов, которые призваны давать современное образование. И в целом на первый взгляд статистика весьма благополучна — растет число студентов, открываются новые кафедры и факультеты и др.
Но если посмотреть внимательнее на происходящие процессы, то есть повод для определенного беспокойства.
Во-первых, совершенно очевиден тот огромный разрыв в качестве образования, которое дают ведущие высшие учебные заведения страны, такие, как МГУ, Санкт-Петербургский университет, Государственныйуниверситет — Высшая школа экономики, с тем, что получают студенты во многих городах России, в том числе достаточно известных и своей академической наукой. И, к сожалению, анализ показывает, что этот разрыв за последние годы не только не сократился, но и продолжает увеличиваться по целому ряду объективных и субъективных причин.
Во-вторых, внешняя доступность высшего образования на деле все больше становится вопросом той цены, которую родители в состоянии заплатить. Совершенно ясно, что даже при росте благосостояния значительной части населения за последние годы большинство семей не в состоянии позволить себе оплачивать образование своих детей в тех вузах, которые дают действительно качественное образование.
В-третьих, пока что нашему образованию не хватает не только финансовых средств, но и современных технологий образовательного процесса (до сих пор у нас остается не развитой система дистанционного обучения, которая могла бы значительно повысить качество образования).
В-четвертых, по вполне объективным причинам во многих высших учебных заведениях страны преподают люди, не способные дать современное видение мира и обеспечить возможность быть на уровне требований сегодняшнего дня.
Безусловно, многое из вышеперечисленного будет решаться в рамках реализации соответствующего национального проекта в сфере образования. Можно надеяться, что усилия государства в этом направлении смогут в целом изменить ситуацию.
Но не всегда все может сделать государство. И российский бизнес сегодня должен проявить свою социальную ответственность именно в сфере образования.
Это важно прежде всего потому, что повышение качества образовательного процесса на самом деле ведет к повышению качества жизни в государстве, формированию нового слоя управленцев и практиков, способных обеспечить динамичное социально-экономическое развитие России.
Инвестиции в образовательную систему — это наиболее значимые, перспективные инвестиции, и их объем и характер во многом определяют будущее не только России в целом, но и российского бизнеса.
Сегодня прежде всего крупные компании и корпорации России могли бы сосредоточиться на нескольких основных направлениях, связанных с образовательной системой страны.
В первую очередь речь идет о том, чтобы дать возможность получить образование тем юношам и девушкам, особенно из российской глубинки, которые действительно хотят учиться и обладают соответствующим потенциалом, но не в состоянии сделать это по финансовым причинам.
Если бы каждая крупная компания страны (а большинство из них работает одновременно более чем в 10—15 субъектах РФ) имела ясную и долгосрочную программу грантов и стипендий, то появилась бы реальная возможность доступа к образованию всех тех, кто искренне хочет обладать современными знаниями.
Понимая важность этого, бизнес мог бы ежегодно выделять стипендии для таких студентов в различных вузах страны, и не просто выделять средства, но и оказывать максимальную практическую поддержку в образовательном процессе, включая техническую помощь соответствующим институтам и университетам, совершенствование их материальной базы.
Кроме того, работодатели могли бы полностью оплачивать образовательный процесс студентам, которые будут отобраны компанией в соответствии с определенными критериями.
Важно не только получить образование, но и иметь возможность применить знания на практике, С этой точки зрения, думается, важным шагом могла бы стать специальная программа под условным названием "Моя компания". Суть ее состоит в том, чтобы компании ежегодно приглашали на своего рода практику-знакомство и тех, кто оплачивает свое образование самостоятельно. Такая связь образования с бизнесом позволит многим студентам не только лучше понять принципы организации работы крупных деловых структур страны, но и более четко определиться в том, какие потенциальные возможности существуют для них самих. То есть еще находясь на университетской скамье, молодежь должна видеть перспективу и понимать, что необходимо сделать для того, чтобы эта перспектива стала реальностью.
Думается, что российский бизнес в чем-то должен больше влиять на систему высшего образования в стране, так как он, может быть, более четко, чем многие государственные органы, представляет себе реальную потребность в тех или иных профессиях. Ведь не секрет, что наблюдается явный перекос в этой сфере — выпускается огромное количество экономистов и менеджеров (причем, к сожалению, весьма низкой квалификации), которые сегодня просто не нужны рынку. Такого рода коррекция объективно назрела, и бизнес имеет все основания весьма ясно и открыто высказаться по данному вопросу.
Принципиально важно и то, чтобы наиболее подготовленные и сильные молодые кадры концентрировались не только в Москве и Санкт-Петербурге, а работали после получения образования по всей стране. Понятно, что это сделать непросто, но, на наш взгляд, российский бизнес сегодня обладает достаточными возможностями для того, чтобы сделать работу в том или ином регионе экономически и профессионально привлекательной, одновременно показав выпускнику вуза все возможности для дальнейшего карьерного роста.
Качественное высшее образование в России сегодня должно стать одной из сфер государственно-частного партнерства. Ведь существует взаимный интерес к тому, чтобы добиться видимых результатов и прежде всего быть уверенным в том, что формируется новое качество России — России образованной и интеллектуальной, способной на нетрадиционное мышление и решение любых задач.
Сегодняшний российский бизнес формировался в сложных условиях, когда зачастую не уровень образования, а другие факторы были определяющими. Но время быстрых денег и "левых" схем прошло. Сейчас зарабатывать деньги для себя и вносить вклад в укрепление государства может только тот бизнес, который думает качественно по-иному и располагает квалифицированными и образованными кадрами.
Каждый рубль, который будет вложен в образование, даст помимо материальной еще и социальную отдачу, в конечном счете действительно качественно изменив российское общество.
Аналитический центр "Эксперт" обнародовал результаты исследования 50 отечественных компаний по вопросу подготовки профессиональных кадров. Главный вывод исследователей — вузы не в состоянии самостоятельно дать сегодняшнему выпускнику специальные знания.
Бизнес-сообщество предлагает параллельную реформу национального образования. Ее суть проста: крупные компании "втягивают" в себя нужные вузы, формируют учебные программы, для лучших студентов организуют спецкурсы, для преподавателей проводят мастер-классы.
Организации среднего бизнеса создают профессиональные ассоциации, которые идут на прямое партнерство с вузами, разрабатывают перечень конкретных требований к выпускникам.
Проблемы партнерства бизнеса и вуза:
• некоторые вузы используют сотрудничество с бизнесом в качестве маркетингового хода для привлечения студентов;
• анонсируемые образовательные программы с учетом требований бизнес-сообщества носят лишь PR-характер;
• диплом бакалавра является непривлекательным для работодателей и требует конкретного статуса для каждой отраслевой специальности;
• рынок труда переполнен специалистами с высшим образованием, которые работают на должностях, не требующих высокой квалификации;
• представителей бизнеса беспокоит, что многие выпускники не умеют применять полученные знания на практике и работать в команде;
• бизнес вынужден вести переподготовку специалистов в собственных корпоративных университетах, на что уходит еще 2—3 года;
• предложения взять на себя затраты по профессиональному обучению молодежи не вызывают энтузиазма у работодателей.
Сотрудничество бизнеса и образования в кадровой сфере
Какими бы хотели видеть кадры специалистов работодатели? Основные критерии:
• инициативный интеллектуал;
• знание как минимум одного иностранного языка;
• способность быстро включиться в работу;
• умение рационально применять знания на практике;
• владение навыками командной работы;
• постоянное стремление к повышению профессиональной квалификации.
Ключевая претензия к вузу — высшая школа пока не в состоянии дать специалисту актуальные знания.
Ключевая претензия вуза к работодателю — бизнес до сих пор не выработал четкие прозрачные критерии к сегодняшним специалистам и не научился реально прогнозировать потребности рынка труда в конкретной отрасли.
Профессиональное становление бывших студентов
Один из решающих показателей качества работы вуза — карьера молодого специалиста. Достойный пример — Государственная энергостроительная компания "Технопромэкспорт".Кадровая служба этой компании начинает присматриваться к потенциальным сотрудникам уже на 3—4-м курсах вуза. Молодой специалист, претендующий на перспективную работу, помимо обязательного иностранного языка должен знать международное законодательство и иметь представление о деловой этике — дополнительно к фундаментальным знаниям по специальности в дипломе.
В "Технопромэкспорте" молодой специалист в течение первого года работы трудится под руководством наставника и, как правило, проходит стажировку на зарубежных объектах компании.
Подготовка специалистов исключительно по заявкам работодателей (принцип отраслевой подготовки кадров)
Первое — регулярный мониторинг трудоустройства выпускников. На основании этого анализа ежегодно разрабатываются (пересматриваются) рекомендапии по формированию планов набора абитуриентов.
Второе — организация (восстановление) на производстве специальных учебных, научно-исследовательских центров, где студенты могли бы на практике осваивать будущую профессию.
Третье — доплата руководителям практики, организаторам производственного обучения. Здесь работодатели непреклонны: мол, мы платим нешуточные налоги, вот пусть государство само позаботится о финансировании профессиональной подготовки кадров.
Между тем даже самые богатые страны мира от такой философии давно ушли. К примеру, в Германии государство финансирует только общеобразовательную подготовку молодежи, а профессиональную — бизнес-сообщество.
Поэтому сейчас главная задача законодателей создать в России оптимальную минимальную систему стимулов, чтобы бизнес-сообществу стало выгодно вкладывать деньги в образование.
5. Лучшие студенты российских вузов подсказывают идеи отечественным бизнесменам
Благотворительный фонд Владимира Потанина провел креативный конкурс для своих стипендиатов "Три ключа". Ключи были своеобразным символом и инструментом данного проекта. Этими же ключами бизнесмены голосовали за понравившиеся им проекты. Бизнес и творческая молодежь остались довольны друг другом.
Общее число стипендиатов фонда составляет 1330 человек по всей России. В течение года ребятам выплачивается по 2000 рублей в месяц. Кроме того, они участвуют в различных мероприятиях, организуемых фондом, а их имена заносятся в специальную базу данных, которая рассылается по адресам потенциальных работодателей.
По словам самих студентов, участие в стипендиальной программе дает им новые возможности для общения и полезный опыт работы в команде. Материальная составляющая для большинства из них отошла на второй план.
Практическая польза таких инновационных проектов очевидна. Известно, как непросто выпускникам даже самых престижных учебных заведений найти работу, реализовать себя. Университетские знания далеко не всегда можно напрямую применить на практике.
Деловая игра "Ключ к карьере" является частью федеральной стипендиальной программы Благотворительного фонда Владимира Потанина. Ее участниками вот уже шесть лет становятся студенты лучших вузов страны, которые сдали две последние сессии на "отлично", а затем прошли строгий отбор в соответствии со своими личностными качествами. Ребята проходят психологический тест, затем — проверку на интеллект, эрудицию и логическое мышление. После этого молодым людям предлагается принять участие в ролевых играх, выполняя индивидуальные и групповые задания. По результатам этих испытаний стипендиатами становятся лишь 10—15% от числа желающих.
Для того чтобы сегодня выпускники были востребованы на рынке труда, уже недостаточно того курса, который читается им в вузе. От них еще требуется наличие неких дополнительных качеств, которые иногда называются деловыми качествами, иногда — компетенцией. Это не столько знание учебного материала, сколько лидерство, умение работать в команде, интегрированность в общественную деятельность. Развитие этих навыков делает молодых специалистов конкурентоспособными.
Об успехах своих подопечных рассказала Лариса Зелькова, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина: "Более 90% наших стипендиатов трудоустроены после окончания учебы, что является очень высоким показателем: по российской системе высшего образования в целом этот процент намного ниже. Около 85% работают по специальности. Это тоже колоссальный показатель. Все мы знаем, что происходит с выпускниками в течение последних 10—15 лет. Из моих однокурсников только 15% работают по профессии, полученной в университете".
6. Вузы борются за конкурентоспособность
По мнению консультантов рекрутингового агентства "Анкор", в ближайшие годы наибольшим спросом будут пользоваться профессии, связанные с телекоммуникациями и производством.
В сфере информационных технологий и телекоммуникаций работодатели заинтересованы в менеджерах по разработке и внедрению телекоммуникационных продуктов, менеджерах по продуктам, бизнес-аналитиках, технических экспертах, инженерах разного уровня.
В производственной отрасли — острейший дефицит технического персонала (особенно инженеров и рабочих), вызванный возросшим объемом инвестиций западных компаний в российское производство. Видимо, в ближайшие годы эта отрасль станет самой перспективной в смысле востребованности персонала. Поэтому абитуриентам можно порекомендовать ориентироваться на технические специальности, так как именно они будут пользоваться наибольшим спросом. У таких специалистов будут и высокие зарплаты.
Что касается модных профессий юриста, экономиста и маркетолога, то спрос на них на рынке труда уже пришел в некоторое равновесие с предложением.
В банковском секторе сегодня не хватает по-настоящему профессиональных кадров. Частично этот дефицит удается покрывать за счет привлечения иностранных работников. Здесь можно говорить скорее о направлениях бизнеса, нежели о конкретных специальностях.
Утверждать, что какие-то направления не востребованы, нельзя. Но можно выделить наиболее перспективные, где достаточно высок спрос — это лизинг, кредитование и управление рисками.
Абитуриенты 2005 года выбрали специальности, которые по их представлениям сегодня наиболее доходны, — экономист, юрист, переводчик, специалист по связям с общественностью.
Представляем список специальностей, на которые были самые высокие и самые низкие конкурсы в 2005 году (чел.):
• связи с общественностью (РГТУ) — 19;
• политология — 16;
• юриспруденция (ГУУ) — 14,6;
• государственное управление (ГУУ) — 11,7;
• экономика (МГУ) — 11;
• правоведение (МГЮА) — 9;
• мехмат (МГУ) — 4;
• инженерные специальности (МГТУ) — 2—3; .
•физика (МФТИ) - 2.
Инженеры становятся вновь востребованными
Конкурс в технические вузы формально невысок, но там считают такое положение нормальным. В МГТУ им. Н.Э.Баумана говорят, что конкурс 2—3 человека на место — типичный для вуза, в котором сложно учиться. Студенты физтеха (МФТИ) и абитуриенты признают, что опасаются не столько сложных вступительных экзаменов, сколько сессий, — велик процент "вылетающих".
О росте популярности инженерных специальностей говорят вот уже несколько лет. О том, насколько это соответствует реальным потребностям экономики, говорит опыт самого крупного инженерного вуза России — МГТУ им. Н.Э.Баумана. Если раньше говорили о востребованности специальностей, связанных с информационными технологиями, экономикой (инженерные вузы готовят экономистов, менеджеров, связанных с промышленностью), то сегодня в связи с начавшимся ростом промышленности востребованными оказались специальности, подготовка к которым происходит на таких ''тяжелых" факультетах, как "Энергомашиностроение", "Машиностроительные технологии". Сегодня выпускники этих факультетов не имеют проблем с трудоустройством.
Сами работодатели все чаще приходят в вуз и отбирают студентов, которые им приглянулись. В МГТУ им. Н.Э.Баумана проводятся ярмарки вакансий. В течение прошлого учебного года около 200 фирм активно сотрудничали с вузом в целях поиска будущих работников.
Государство сегодня нуждается в таких специалистах, они очень востребованы. Хотя конкурс на такие факультеты пока меньше, чем на те, что связаны с информационными технологиями или инженерным бизнесом.
{Назад}
Источник: ОДвО №10(2006) Апрель 2006г.
|