[ Главная Страница\Аналитика ]

 

   
 

Системные вопросы развития отечественного образования[1]


В Послании Президента Российской Федерации 2001 года говорится: "Считаю, что должен быть изменен сам подход к образованию. В эпоху глобализации и новых технологий - это не просто социальная сфера. Это вложение средств в будущее страны, в котором участвуют компании и общественные организации, все граждане без исключения, все, заинтересованные в качественном образовании наших детей".
В настоящем докладе была прежде всего предпринята попытка оценить, насколько за последние годы изменился "подход к образованию" и как эти изменения влияют на развитие так называемого "человеческого капитала", признанного в современном мире одним из ведущих факторов социального и экономического прогресса.
Это тем более важно, поскольку в России к сфере образования в той или иной мере причастны более 80 млн. человек, или около 60% населения. Различными формами образования, не считая детского дополнительного (музыкальные, спортивные, художественные и т.п. школы), охвачено 28,7 млн. человек. На преподавательской работе (без учета воспитателей и педагогов дошкольного образования, работников детских домов и интернатов) всего занято более 2,5 млн. человек.
Несмотря на то что за последние годы были решены многие острейшие социальные проблемы образовательной сферы, а главное - произошел рост образовательного уровня (данные Всероссийской переписи населения 2002 года), целый ряд объективных показателей указывает на то, что модернизация образования происходит противоречиво, медленно, а в некоторых аспектах - с негативными последствиями. Так, например, за последнее десятилетие число дошкольных учреждений сократилось почти в 2 раза. Среди детей и подростков в возрасте 7-15 лет перепись зафиксировала 277 тыс. детей (1,6% от общего числа), которые не посещали образовательные учреждения (в том числе по ме дицинским показателям). При этом, по данным опросов, больше 40% населения считают, что качество школьного образования сегодня хуже, чем в прежние времена. А почти половина семей (45%), имеющих детей школьного возраста, выражают готовность идти на значительные денежные траты (данные Фонда общественного мнения (ФОМ).
Подобное противоречие в оценках и запросах людей сегодня можно наблюдать практически во всех звеньях образовательной системы. В целом, по прошествии четырех лет, можно констатировать, что кардинального изменения подхода к образованию (о чем говорилось в Послании) пока не произошло.
Модернизация образования наталкивается на целый ряд препятствий, включая отсутствие глубокого анализа ее социальных и экономических последствий, не говоря уже о недостаточном информировании и вовлечении широкой общественности.
Следует отметить, что проведение с 2001 года эксперимента по введению единого государственного экзамена привело к ряду положительных моментов: повысились техническая оснащенность школ, информационных центров, квалификация работников системы образования в сфере информационных технологий, увеличилась доля студентов из сельских и отдаленных районов. Также было выявлено значительное количество проблем: необходимость совершенствования тестовых методик, сложности с обеспечением режима секретности, что затрудняет объективность оценки знаний. Во многих случаях результаты вступительных экзаменов в вузах значительно отличались от результатов ЕГЭ, что заставляет с осторожностью отнестись к использованию ЕГЭ в качестве монопольного механизма оценки знаний при итоговых аттестациях в школах и поступлении в высшие учебные заведения.
Эксперимент по ГИФО (2005 г.) отменен по причине неэффективности. По данным Рособрнадзора (2004-2005 гг.), только в 22% вузов и их филиалов полностью выполняются лицензионные требования.
Эксперимент по введению профильного обучения в старшей школе, начатый в 2003 году в десяти регионах страны, показал необходимость взвешенного подхода, так как повсеместное распространение профильного обучения потребует значительных изменений материальной базы, подготовки кадров и разработки новых учебно-методических материалов.
Недостаточно внимания уделяется совершенствованию организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях всех типов. Система воспитания в образовательных учреждениях от школы до вуза оказалась в значительной степени утраченной. Остаются несформированными такие важнейшие структурные элементы воспитания, как мониторинг его состояния, прогнозирование развития социально-нравственных процессов в детской среде, экспертиза эффективности функционирования воспитательных систем, воздействие на детей происходящих в обществе перемен.
Образовательная система (и в первую очередь школа), кроме того, должна учить и навыкам адаптации, давать знание о самостоятельном управлении жизненными ситуациями, что необходимо гражданам и в будущей трудовой деятельности, и в социальных ситуациях.
Действующая сегодня нормативно-правовая база российского образования все еще неполна, противоречива, не в полной мере согласована с нормами иных отраслевых законодательств, допускает дублирование нормативных правил и положений. Базовый Закон РФ "Об образовании ", с учетом внесения в него многочисленных поправок, перестал быть законом прямого действия, его правовые нормы во многом декларативны, а на практике игнорируются. Необходимо систематизировать законодательную базу в области образования (возможно, вплоть до разработки Образовательного кодекса Российской Федерации).
Не произошло существенных изменений в финансировании образования. Доля средств, выделяемых на образование, увеличивается несущественно и с 2001 года не превышает 12% от общего объема государственных расходов. В результате обеспеченность бюджетным финансированием образовательных учреждений составляет не более 40% от расчетной нормативной потребности (диаграмма 1).

Расходы консолидированного бюджета на образование в 2004 году составили 593,4 млрд. рублей, или 3,6% валового внутреннего продукта. В 2004 году основная доля расходов на образование приходилась на бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты - 79,5% (в 2000 г. - 82,3%). Расходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на начальное профессиональное образование составили 31,6% от общей суммы расходов на этот вид образования, на среднее профессиональное - 48,1%, на высшее профессиональное - 6,7%. В связи с этим необходима координация действий муниципальных, региональных и местных властей в сфере политики финансирования образования.
Несмотря на то что в 2006 году ставки заработной платы (оклады) возрастут в среднем на 20%, реальное увеличение оплаты труда подавляющего большинства работников образования (с учетом прогнозируемого Минэкономразвития России индекса потребительских цен) не станет решающим. Так, прогнозируемый среднегодовой прожиточный минимум для трудоспособного населения на 2006 год составит 3250 рублей.
Такой уровень оплаты труда не соответствует социальному статусу работников образования, в связи с чем предлагается продумать обновленные механизмы оплаты их труда.
При этом многие субъекты РФ активно разрабатывают новые эффективные формы и модели организации работы образовательных учреждений. Позитивные результаты дают грамотное, продуманное, тщательно подготовленное использование нормативного финансирования, реструктуризация сети, модернизация системы оплаты труда (Ярославская, Самарская, Тюменская области, Красноярский край, Чувашская Республика и др.). Этот опыт надо серьезно проанализировать и обобщить.
Существенные изменения в системе российского общего образования произошли в формах образовательных учреждений, в появлении платного образования и негосударственных образовательных организаций. Расширились права педагогов в выборе учебной литературы и методов обучения.
Однако конституционные гарантии на получение бесплатного и общедоступного образования обеспечивают лишь минимум запросов населения, реализация которых достигается за счет привлечения средств семей. В 2004/2005 учебном году 4,8 тыс. общеобразовательных учреждений предоставляли платные услуги 828,9 тыс. учащихся (5,2% от всех учащихся).
За последние годы возникло многообразие видов и типов образовательных учреждений, что способствует реализации различных образовательных запросов общества. За 10 лет доля обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях повышенного уровня образования увеличилась на 3% и составляет 15%. В последние годы наблюдается рост числа учреждений дополнительного образования детей (в 2005 году их количество составило 8879, в то время как в 2000 году - 8617). Необходимо продумать систему кредитования возможности получения платного дополнительного общего образования для обеспечения его доступности для всех категорий граждан.
Изменившаяся в ходе административной реформы организационная структура управления образованием качественно не изменила отношений между разными ступенями образования, между учениками и учителями, преподавателями и студентами. Усугубляются противоречия между потребностями общества и спросом на рынке труда, между уровнями профессионального образования. Неэффективными остаются ведомственная нормативная база, система финансирования и система налогообложения учебных заведений.
Модернизация образования затруднена рядом негативных демографических и социальных тенденций. В частности, вызывает опасение состояние здоровья детей. Тенденция ухудшения состояния здоровья детей в возрасте до 14 лет в последние годы носит устойчивый характер. Показатели заболеваемости продолжают расти как в целом, так и по основным классам болезней, которые ведут к хроническим заболеваниям. За 2000-2003 гг. уровень первичной заболеваемости детей в целом повысился на 10,4%. Данные профилактических осмотров и наблюдений за состоянием здоровья детей и подростков свидетельствуют о том, что функциональная и хроническая патологии начинают формироваться уже в ранних возрастных периодах. Однако практически отсутствует согласованная деятельность профильных министерств и ведомств в этом направлении.
Кроме того, неблагоприятные общие демографические тенденции, в частности сокращение численности населения, внесут - если сейчас не реализовать систему компенсационных мер - серьезный дисбаланс в структуру образования. Тем более что уже в настоящее время количество выпускников средних школ сравнялось с количеством поступающих в вузы (диаграмма 2).


Тем не менее пока отсутствуют более-менее обоснованные прогнозы численности возрастных групп, вследствие чего затруднено планирование соответствующих изменений в системе образования. Необхо димо разработать прогноз динамики численности возрастных групп и в соответствии с прогнозом планировать объемы подготовки преподавателей и количество мест в учебных заведениях.
В последние годы проявилось много проблем в кадровом обеспечении профессионально-педагогического образования России. Кадры образования стареют, фактически отсутствует приток молодых специалистов (диаграмма 3). В сферу образования идут менее трети выпускников педвузов, а по некоторым специальностям (иностранный язык, информатика) - еще меньше. Ощущается острый дефицит квалифицированных кадров в системе дошкольного, школьного и специального образования.


Еще сложнее обстоят дела с педагогическими кадрами в системе начального профессионального образования.
Практически отсутствует координация деятельности системы образования с рынком труда. Система образования по инерции стремится давать фундаментальные знания, при том что рынок требует от работников в первую очередь компетенций (суммы знаний и навыков), а не абстрактных, пусть и фундаментальных знаний. В масштабах страны отсутствует обоснованный прогноз развития рынка труда, вследствие чего Минобрнауки России в целом и Рособразование вынуждены принимать решения об утверждении контрольных цифр подготовки специалистов только на основании собственного анализа ситуации. При этом объемы финансирования из федерального бюджета под контрольные цифры приема абитуриентов в вузы и средние специальные учебные заведения устанавливаются от достигнутых за прошлый период.
Необходимо максимально приблизить структуру образовательного процесса на всех его уровнях к потребностям рынка труда для того, чтобы избежать перепроизводства много знающих, но мало умеющих людей с дипломами.


Отсутствие обоснованной стратегии развития и размещения производительных сил, механизмов учета потребности рынка труда при подготовке кадров замедляет формирование государственной системы подготовки специалистов и не позволяет адаптировать ее к рыночным условиям. Не созданы региональные и межрегиональные банки вакантных должностей. Отсутствуют методические рекомендации для комплексной оценки состояния кадрового потенциала по отраслям народного хозяйства и по субъектам РФ. Большинство учреждений профессионального образования не имеют устойчивой связи с работодателями, не привлекают их к разработке профессиональных образовательных программ, участию в работе попечительских (наблюдательных) советов образовательных учреждений, формированию систем корпоративной подготовки кадров и т.д.
Несмотря на рост потребности в специалистах среднего звена, органы исполнительной власти всех уровней не предусматривают опережающее развитие среднего профессионального образования.
Система начального и среднего профессионального образования России, в которой осуществляются подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов, переподготовка высвобождаемого и незанятого населения, проходит сложный и противоречивый этап, связанный с передачей полномочий в этой сфере субъектам РФ. В отдельных регионах
учреждения не получают необходимого финансирования, не оплачивают коммунальные услуги, подчас происходит задержка выплаты заработной платы преподавателям и стипендий обучающимся. Учебно-материальная база этих учреждений не соответствует современным производственным технологиям и запросам работодателей.

Ориентиры развития системы образования


Совершенствование структуры образования
В области совершенствования структуры образования приоритетными ориентирами являются:

  • развитие спектра и объема образовательных услуг, предоставляемых всеми видами общеобразовательных учреждений (дошкольными, школьными, профессиональными);
  • обеспечение преемственности форм подготовки, в том числе за счет расширения объемов дополнительной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
  • развитие многоуровневой системы подготовки в высшей школе (бакалавр, магистр /специалист/, аспирант);
  • выделение ведущих университетов России с приоритетным государственным финансированием, являющихся центрами науки, образования и культуры, обладающих как в России, так и за рубежом высоким рейтингом гуманитарного сотрудничества, имеющих большое влияние на широкие слои населения, с целью сохранения и развития лучших традиций российской системы образования и научно-педагогических школ;
  • формирование механизмов многовариантного построения индивидуальных образовательных траекторий, поддержка самообразования;
    o приведение направлений подготовки в соответствие рынку труда, а также современному уровню развития науки и технологии; разработка системы подготовки рабочих кадров и специалистов в соответствии с потребностями производственной сферы экономики в тесной кооперации с производственными организациями, находящимися на территории региона.


Содержание образования
Приоритетными направлениями в области совершенствования содержания образования являются:

  • совершенствование структуры и содержания образования на всех уровнях подготовки (обновление содержания в соответствии с современным уровнем знаний, навыков и умений и современными педагогическими технологиями, оптимизация нагрузки учащихся, расширение
    возможностей дополнительного образования, в том числе на условиях компенсации затрат, обеспечение преемственности общего и профессионального образования);
  • развитие научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, в которую вовлекаются студенты, аспиранты и докторанты, как важнейшего компонента профессиональногообразования;
  • восстановление социальной инфраструктуры для детей на бесплатной или доступной платной основе (технические кружки, спортивные секции и другие учреждения дополнительного образования детей,направленные на всестороннее развитие личности);
  • обеспечение учебной литературой, доступной широким слоям населения (для общеобразовательной школы), отражающей преемственность содержания образования на разных уровнях, соответствующей по содержанию современному уровню развития науки и образовательным стандартам, прошедшей государственную систему экспертизы.
    Кадры образования
    Приоритетными задачами кадровой политики в области образования являются:
  • обеспечение квалифицированными кадрами системы дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования;
  • для высшей школы - обеспечение высококвалифицированными штатными преподавателями, имеющими ученую степень по профилю преподаваемых дисциплин;
  • преодоление тенденции старения кадров образовательных учреждений всех типов за счет мер поддержки молодых преподавателей (через систему грантов, льготной ипотеки и пр.) и пенсионной поддержки, позволяющей проводить обновление кадрового состава;
  • создание системы повышения квалификации преподавателей и исследователей в ведущих университетах России для обеспечения со временного уровня содержания и технологии преподавания в вузах России;
  • разработка комплекса мер, направленных на повышение статуса учителей, педагогов, преподавателей и научных сотрудников высшей школы в обществе;
  • разработка более адекватной нынешнему этапу развития образования системы дифференцированной оплаты труда работников образования на основании определения четких критериев оценки профессионального уровня учительства и профессорско-преподавательского со става и научных сотрудников вузов.

Доступность образования
Для обеспечения доступности качественного общего образования целесообразно:

  • расширение доступности дошкольного образования;
  • совершенствование структуры общего образования, определение государственных гарантий обязательности общего образования;
  • структурная перестройка сети образовательных учреждений, создание многообразия организационно-правовых форм, видов и типов образовательных учреждений, внедрение вариативных систем обучения,дистанционного обучения и экстерната;
  • обеспечение доступности общего образования на селе.
    Для обеспечения доступности в сфере начального, среднего и высшего профессионального образования продуктивным может быть следующее:
  • обеспечение доступности образования за счет бюджета РФ в государственных или муниципальных образовательных учреждениях - "бесплатное образование" на основании совершенствования системы отбора абитуриентов, повышения объективности вступительных испытаний;
  • определение статуса ЕГЭ как одной из составляющих системы отбора в высшие и средние специальные учебные заведения;
  • обеспечение доступности высшего образования для лиц, проходивших военную службу в российской армии (внеконкурсное поступление, бюджетные подготовительные отделения, повышенная стипендия); для отдельных категорий: выпускников образовательных учреждений, расположенных в сельских и отдаленных районах, инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение доступности образования в платном секторе среднего и высшего профессионального образования за счет развития системы кредитования, в том числе государственного образовательного кредитования по социально востребованным специальностям с системой гарантий работы по специальности в течение определенного времени, субсидирования образования детей из малодоходных семей;
  • обеспечение территориальной доступности ссузов и вузов за счет современных информационных технологий и гибких организационных решений;
  • обеспечение индивидуально ориентированных образовательных услуг за счет расширения возможностей построения индивидуальных образовательных траекторий в процессе обучения на базе доступности качественных учебно-методических пособий и обеспеченности техническими средствами обучения, расширения возможностей академической мобильности, в том числе через систему вечернего и заочного образования, качественного экстерната и дистанционного обучения, что существенно для обучения и воспитания социально незащищенных подростков и взрослых.
    В сфере дополнительного образования, образования взрослых и непрерывного профессионального образования таковыми являются меры, направленные на обеспечение большей восприимчивости системы образования к потребностям рынка труда, обеспечение формирования индивидуальной "образовательной траектории" для профессионального и личного роста. Требуется расширение организационных форм и направлений образовательной деятельности по повышению квалификации, профессиональной переподготовке и стажировкам, в частности необходимо на системной основе использовать в этих целях потенциал и возможности общества "Знание" России.

Качество образования
Для выработки механизмов и инструментария объективной оценки качества образования требуется создание системы обеспечения качества образования во всех образовательных сегментах и на всех уровнях, обеспеченной на федеральном уровне правовой и методической базой.

На национальном уровне система обеспечения качества должна включать:

  • совершенствование содержания и технологии образования посредством регулярного пересмотра государственных образовательных стандартов и их учебно-методического сопровождения с целью:
    а) установления соответствия содержания и технологий образования требованиям современного общества (переход от передачи "готовых знаний" к формированию навыков);
    б) приведения системы образования в соответствие требованиям социально-экономического развития, преодоления рассогласования с потребностями рынка труда как по отраслям, так и в территориальном аспекте;
    в) приведения содержания образовательных программ в соответствие с современным уровнем развития науки;
  • формирование развитых механизмов привлечения институтов гражданского общества (профессиональные сообщества, объединения работодателей, академической науки и пр.) к вопросам оценки качества образования от определения профессиональных и образовательных стандартов до контроля за результатами;
  • создание условий для реализации полноценных связей профессионального образования, научно-исследовательской и практической деятельности с целью обеспечения единства учебного и научного процесса: развитие эффективных организационных форм (исследовательские университеты, базовые кафедры вузов в НИИ, научно-образовательные центры и пр.), механизмов коммерциализации исследований и разработок (научные парки, центры передачи технологий и пр.);
  • совершенствование процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений всех ступеней на базе независимой экспертизы, в том числе с активным привлечением ведущих вузов страны, советов ректоров, а также международных организаций и экспертов;
  • контроль качества деятельности образовательных учреждений в части реализации образовательных программ, усиление контроля качества образования в филиалах и негосударственных образовательных учреждениях;
  • совершенствование государственной аттестации научно-педагогических кадров.
    Требуется также создание внутренних механизмов контроля качества в образовательных учреждениях (внутришкольные и внутривузовские): разработка средств реализации, стандарты качества для каждой образовательной программы, контроль за получаемыми результатами.
    Необходимо сохранять и расширять позитивно зарекомендовавшие себя различные варианты конкурсного отбора абитуриентов в вузы (олимпиады, ЕГЭ, традиционные вступительные испытания, творческие испытания). Для этого требуются корректировка соответствующих законодательных актов и утверждение нового положения о Всероссийской олимпиаде школьников. Целесообразно начать проведение так называемых Интернет-олимпиад, начиная с 6-7-х классов, и создать открытый общефедеральный банк данных о талантливых учениках.

Россия в мировом образовательном пространстве
В настоящее время российские высшие учебные заведения активно взаимодействуют в мировом образовательном пространстве с ведущими научными и образовательными центрами США, Европы, стран Азиатского региона, Латинской Америки: создаются совместные образовательные программы, выполняются научно-исследовательские проекты с использованием возможностей российских и зарубежных научных фондов.
В 2003 году Россия присоединилась к Болонской декларации, войдя в качестве полноправного члена в общеевропейскую систему высшего образования и получив возможность активного влияния на ее развитие. Переход на многоуровневое образование со всеми элементами, обусловленными Болонскими требованиями, должен осуществляться эволюционно с сохранением лучших традиций высшего образования России.
Долгосрочные национальные геополитические интересы России, многовековые традиции культурного взаимодействия ставят задачу сохранения функции лидера на постсоветском образовательном пространстве.
Интеграция России в мировое образовательное пространство в условиях присоединения к ВТО должна сопровождаться формированием цельной внешнеэкономической политики, охватывающей как экспорт образовательных услуг, так и их импорт, а также защищающей некоммерческий характер деятельности в сфере образования внутри России.
Экспорт образовательных услуг в разных формах (развитие образовательных связей, международных обменов, привлечение на учебу в российские профессиональные учебные заведения, создание филиалов за рубежом, дистанционное обучение, развитие гуманитарного сотрудничества, имеющего большое влияние на широкие слои населения) обеспечивает расширение сферы долговременного влияния России на зарубежье и интеграцию страны в мировое образовательное пространство, способствует сохранению и распространению влияния русского языка.
Особое значение имеет расширение экспорта образовательных услуг в страны СНГ. В настоящее время в Российской Федерации обучаются

  • Минобрнауки России совместно с Минэкономразвития России и Минфином России разработать стандарт учебно-материальной базы, регламентирующий необходимые и достаточные материально-технические нормы и правила организации учреждений образования на разных ступенях обучения;
  • восстановить социальную инфраструктуру для обеспечения максимального охвата детей всех возрастных групп различными формами оздоровительных и физкультурных мероприятий, здорового досуга, занятий по интересам;
  • разработать оптимальную модель бюджетного обеспечения всех ступеней (уровней) образования. Среднее (полное) общее образование, финансируемое из бюджета, должно быть обязательным, реализуемым на бесплатной основе (в различных вариантах);
  • разработать типовые схемы финансирования образования, сочетающие бюджетное финансирование, соплатежи населения, образовательные кредиты и иные формы финансирования. Согласовать их с финансовыми и контрольными органами и рекомендовать для использования в системе образования;
  • профильное обучение должно дать возможность учащимся реализовывать склонности и способности к занятиям в тех или иных видах деятельности. Общеобразовательные программы должны быть действительны для всех учащихся;
  • в кратчайшие сроки, с участием всех заинтересованных сторон (включая работодателей) разработать регулярно обновляющуюся систему образовательных стандартов, адекватную потребностям рынка труда;
  • создать общенациональную систему оценки качества образования, гарантирующую получение учащимися знаний, умений и навыков, предполагаемых соответствующими стандартами. Система оценки качества должна стать необходимым компонентом структуры учебной деятельности. В области высшего образования целесообразно привлекать к оценке качества образования международных экспертов;
  • создать нормативную базу проведения экспериментов в области образования. Обобщить региональный опыт инновационной образовательной деятельности. Запустить пилотные проекты по реализации подготовки специалистов в соответствии с принципами Болонского процесса в тех вузах России, которые готовы к эксперименту. Разработать систему преференций для школ и вузов, активно занимающихся инновационной деятельностью в области образования;
  • разработать реалистичный и эффективный комплекс мер для материальной и моральной поддержки преподавательского корпуса;
  • стимулировать формирование общественной системы рейтингования учреждений образования. Ввести категоризацию вузов, определив ведущие вузы в статусе федеральных научнообразовательных центров;
  • систематизировать законодательную базу в области образования (включая проработку вопроса об Образовательном кодексе).

Статистическая информация о состоянии образования в Российской Федерации


По данным переписи населения, в 2002 году в России проживали 145 млн. человек. Из них в возрасте свыше 15 лет - 121 млн. человек.
В 2004/2005 учебном году численность населения составляла 143 млн. человек, в общеобразовательных учреждениях обучались 16,1 млн. человек.
В учреждениях профессионального образования - 11 млн. человек, из них получают начальное профессиональное образование 1,6 млн. человек, среднее профессиональное образование - 2,6 млн. человек, высшее профессиональное образование - 6,9 млн. человек (соответственно 15, 23 и 62% от общего числа получающих профессиональное образование).
В аспирантуре обучаются 143 тыс. человек, в докторантуре - 4,5 тыс. человек.
В системе дополнительного профессионального образования ежегодно проходят переподготовку и повышение квалификации 1,5 млн. человек.
Всего различными формами образования, не считая детского дополнительного образования (музыкальные, спортивные, художественные школы и т.п.), охвачено 28,7 млн. человек.
В системе образования работают: в средней школе учителями - 1,57 млн. человек, в учреждениях начального профессионального образования - 0,15 млн. человек, в учреждениях среднего профессионального образования преподают 0,16 млн. человек, в учреждениях высшего профессионального образования - 0,85 млн. человек. Всего занято на преподавательской работе (без учета воспитателей и педагогов дошкольного образования, работников детских домов и интернатов) более 2,5 млн. человек.
В современных демографических условиях, когда на одну женщину приходится 1,2 ребенка, число родителей тех, кто обучается в учебных заведениях основного образования, составляет около 50 млн. человек.
Таким образом, всего к сфере образования причастны более 80 млн. человек, или около 60% населения России.
Уровень образования населения. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, произошел рост образовательного уровня населения России, главным образом за счет лиц, имеющих среднее и высшее профессиональное образование, численность которых за период с 1989 года увеличилась на 19,7 млн. человек, или на 54%.
В то же время численность юношей и девушек в возрасте 16-29 лет, имеющих только начальное общее образование, увеличилась в межпереписной период в 2,1 раза и составила 0,5 млн. человек, из них 70% не учатся. Среди детей и подростков в возрасте 7-15 лет перепись зафиксировала 277 тыс. детей (1,6% от общего числа), которые по различным причинам не посещали образовательные учреждения, в том числе по медицинским показателям.
За последние 10-15 лет число дошкольных образовательных учреждений сократилось почти в два раза. В среднем по России дошкольным образованием охвачено только 55% детей. При этом до 30% финансовых затрат на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях оплачивается родителями.
Значительной проблемой сельских школ является их удаленность от мест проживания детей. Однако доставка школьников к месту учебы не во всех субъектах РФ организована на должном уровне.
На состоянии общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, сказываются ухудшение социальных условий жизни, отсутствие возможности трудоустройства и самореализации молодежи, а также отток ее наиболее образованной части, в том числе и педагогов, из села.
Недостаточное ресурсное обеспечение не позволяет образовательным учреждениям в полной мере соответствовать нормативным требованиям к учебно-материальной оснащенности. Медленно развивается система удаленного доступа школ к образовательным информационным ресурсам.
По-прежнему недооценивается потенциал системы вечернего и заочного образования, которое в нынешних условиях может сыграть существенную роль в обучении и воспитании социально незащищенных подростков и взрослых. Федеральными и региональными органами образования недостаточно внимания уделяется созданию необходимых условий для получения специального образования. Школы для детей с нарушениями слуха недостаточно обеспечены звукоусиливающим оборудованием коллективного пользования.

Общее образование
В Российской Федерации реализация программ общего образования осуществляется в общеобразовательных учреждениях различных типов и видов (таблица 1), в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
Следует отметить, что свыше 40% негосударственных школ расположены в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области.
Работающая молодежь имеет возможность получить общее образование в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях. В 2004 году по сравнению с 2000 годом число вечерних школ сократилось на 15 единиц, численность обучающихся в них - на 17 тыс. человек (3,5% от общего числа обучавшихся).
В 2004/2005 учебном году в 10-е классы для получения среднего (полного) общего образования в государственные и муниципальные дневные общеобразовательные учреждения было принято 62% учащихся, окончивших основную школу, в учреждения начального профессионального образования - 21%, в учреждения среднего профессионального образования - 10%.
В 2004 году аттестаты об основном общем образовании получили на 38 тыс. учащихся (1,7%) больше, чем в 2000 году. Численность выпускников школ со средним (полным) общим образованием увеличилась по сравнению с 2000 годом на 88 тыс. человек (6%).
Все более популярной формой получения образования становится экстернат. В форме экстерната среднее (полное) общее образование в 2004 году получили 13,2 тыс. юношей и девушек, что в 1,7 раза больше, чем в 2000 году, и составляет 1% от выпуска. Причина популярности экстерната - стремление родителей сократить время пребывания детей в школе для того, чтобы сосредоточить силы и средства на повышении шансов для поступления в хороший вуз.

Таблица 1 - Основные показатели развития общего образования

Учебно-материальная база общеобразовательных учреждений обновляется медленно. В 2003/2004 учебном году в 37% работавших общеобразовательных учреждений, в которых обучалось 42% учащихся, требовался капитальный ремонт. Здания 4% действующих общеобразовательных учреждений были признаны аварийными. Лишь половине общеобразовательных учреждений не требовались ремонтные работы - это, как правило, сельские малочисленные школы.
В 2004 году в 24 субъектах РФ не сдано в строй ни одного общеобразовательного учреждения.
Недостаточное инвестирование в строительство, несвоевременные капитальный и текущий ремонты зданий образовательных учреждений являются одним из факторов, препятствующих ликвидации сменности работы школ, несмотря на сокращение численности обучающихся. В
2004/2005 учебном году каждая четвертая школа работала в две, а иногда и в три смены.
Не полностью решена проблема компьютерного оснащения средних (полных) общеобразовательных учреждений. На начало 2003/2004 учебного года кабинеты основ информатики и вычислительной техники имели 90,5% городских средних общеобразовательных учреждений (214 тыс. рабочих мест с ПЭВМ) и 90,8% сельских (122 тыс. аналогичных рабочих мест).
За 2001-2004 гг. в общеобразовательные учреждения поставлено компьютерного оборудования для оснащения рабочих мест учеников на общую сумму 6,8 млрд. рублей, что соответствует показателям федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы) "[2] и позволило направить оборудование во все сельские и поселковые школы и примерно в половину городских школ. При этом компьютерными классами оснащены все школы-интернаты для детей-сирот. Если три года назад один компьютер приходился на 250 учеников, то в настоящее время один компьютер приходится на 90 учащихся.


Профессиональное образование
Система образования Российской Федерации располагает разветвленной сетью образовательных учреждений, которая обеспечивает получение начального, среднего и высшего профессионального образования.
За последние 10 лет произошли заметные изменения в структуре профессионального образования - при сокращении доли начального профессионального образования быстрыми темпами росла доля высшего профессионального образования (диаграмма 1Б). Так, численность выпускников высших учебных заведений по сравнению с 1995 годом увеличилась в 2,7 раза, а их удельный вес в общем числе выпускников учреждений профессионального образования - с 23 до 43% (таблица 2). В 2004 году на 10 000 человек населения приходилось 480 студентов (в 1985 г. - 200, в 1995 г. - 189, в 2000 г. - 327) (диаграмма 6Б).


Наблюдается также увеличение охвата населения средним профессиональным образованием. Наметившееся в конце 80-х годов сокращение приема в государственные и муниципальные средние специальные учебные заведения в условиях отрицательной фазы демографического эха войны сменилось его ежегодным увеличением. В 2003 году прием в эти учебные заведения достиг демографического максимума (0,9 млн. человек) и затем начал снижаться.

Таблица 2 - Основные показатели развития профессионального образования


Начальное профессиональное образование
В системе начального профессионального образования сохраняются отраслевой характер структуры учебных заведений, преобладание подготовки рабочих кадров и специалистов профессий для производственной сферы экономики.

По сведениям Рособразования, в системе начального профессионального образования на конец 2004 года функционировало 3686 образовательных учреждений, которые осуществляли подготовку работников квалифицированного труда (диаграмма 2Б).
Сокращение сети учреждений начального профессионального образования в определенной мере связано с их реорганизацией путем объединения с учреждениями среднего профессионального образования или объединения учреждений начального профессионального образования.
В структуре контингента учащихся учебных заведений начального профессионального образования преобладают учащиеся дневных учебных заведений, на конец 2004 года их численность составила 1523 тыс. человек (95% от общей численности учащихся).
Почти 30% учащихся дневных учебных заведений в 2004 году обучались в профессиональных лицеях и центрах непрерывного профессионального образования, где обучение проводится по программам повышенного уровня.
В дневных учебных заведениях в 2004 году обучались 88 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (5,8%).

 

Наблюдается снижение выпуска квалифицированных рабочих по некоторым сельскохозяйственным профессиям, профессиям транспорта и легкой промышленности. Отмечается рост выпуска рабочих кадров для сферы обслуживания и общественного питания. Ведется подготовка работников по новым профессиям, таким, как коммерсант в торговле, коммерсант в промышленности, секретарь-референт, социальный работник.


Среднее профессиональное образование
Система среднего профессионального образования является одним из важнейших факторов развития экономики и социальной сферы страны. Сегодня более 26% занятого населения - это специалисты со средним профессиональным образованием. В реальном секторе экономики, здравоохранении и сфере услуг их доля составляет от 28 до 45%, что превышает численность лиц с высшим образованием в 1,5-2 раза.
На начало 2004/2005 учебного года система включала 2627 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений, в том числе 1014 - федерального подчинения, в которых среднее профессиональное образование получали свыше 2,6 млн. студентов, а также 182 негосударственных образовательных учреждения среднего профессионального образования с численностью обучающихся 110,5 тыс. человек (диаграмма 3Б).
Заметно возросла за последние 10 лет (в 1,5-3 раза) численность обучающихся по следующим группам специальностей: информатика и вычислительная техника, энергетика, экономика и управление, гуманитарно-социальные, строительство и архитектура, технологические машины и оборудование, сервисное обслуживание.
Более чем на 40% по сравнению с 1995 годом увеличилось число колледжей, реализующих программы среднего профессионального образования повышенного уровня. Рост численности студентов со средним профессиональным образованием происходит в основном за счет обучающихся в колледжах.
Возросла востребованность среднего профессионального образования. Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных школ и около 23% выпускников средних (полных) школ. С 1995 года отмечается стабильный рост выпуска специалистов. Последние три года прием в средние специальные учебные заведения ежегодно превышал 860 тыс. человек.
Подготовка специалистов осуществляется по 260 специальностям, из которых 30% не имеют аналогов на других уровнях образования.


В 2004/2005 учебном году наибольший удельный вес (около 30% от общей численности студентов) имели специальности экономического и гуманитарного профилей. Возникла тенденция расширения подготовки специалистов технического профиля: прием по техническим специальностям увеличился по сравнению с 1995 годом почти на 15%. Растет подготовка специалистов в области сервиса: за 5 лет прием по этой группе специальностей увеличился в 7 раз.
В 2004 году направления на работу получили 98 тыс. выпускников очных отделений государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений; 59% от общего числа выпускников изъявили желание либо продолжить обучение на следующем уровне, либо трудоустроиться самостоятельно, либо были призваны в ряды Вооруженных сил.
Доля безработных со средним профессиональным образованием в общей структуре безработных по уровням образования снизилась с 28,6% в 1995 году до 20,7% в 2003 году.
Расширяется подготовка специалистов в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях по договорам с юридическими и физическими лицами с полным возмещением затрат на обучение. В 2004/2005 учебном году численность таких учащихся составляла 879,2 тыс. студентов, или около 33% (в 2000/2001 учебном году - 719 тыс.).
Стоимость обучения в учреждениях среднего профессионального образования в последнее время возрастает в соответствии с темпами инфляционных процессов в экономике страны. Стоимость обучения за семестр в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях в 2004 году в среднем составляла 7,3 тыс. рублей.
В государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях заняты более 160 тыс. преподавателей и 25 тыс. специалистов различных предприятий, учреждений и организаций, работающих на условиях почасовой оплаты труда.
Средние специальные учебные заведения достаточно равномерно распределены по территории страны.
В малых городах и населенных пунктах, не являющихся административными центрами субъектов РФ, социально-экономическая значимость средних специальных учебных заведений особо высока - они становятся центрами образования и культуры, реализующими программы начального профессионального и дополнительного образования,

профессиональной ориентации школьников, а также осуществляющими научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую, методическую и другие виды работы.
В то же время структура, объемы и содержание подготовки специалистов, учебно-материальная база не в полной мере соответствуют требованиям экономики и перспективам ее развития. В отдельных регионах передача ссузов с федерального на региональный уровень привела к снижению объемов финансирования.


Высшее профессиональное образование
В настоящее время высшая школа расширяет свою сеть, осуществляет многоуровневую подготовку специалистов. Созданы условия для повышения степени диверсификации образования посредством расширения набора изучаемых дисциплин. Реализуется концепция вариативного образования.
По данным 2004/2005 учебного года, в Российской Федерации действовали 662 государственных и муниципальных высших учебных заведения, в которых обучались 5,9 млн. студентов (диаграмма 4Б).
Задачи территориальной доступности высшего образования решаются в определенной мере за счет наращивания сети филиалов учебных заведений. В 2004/2005 учебном году действовало 1823 филиала государственных и муниципальных вузов. В то же время проверки, проведенные Рособрнадзором в 2004-2005 годах, показали, что только в 22% проверенных вузов и их филиалах полностью выполняются лицензионные требования и обеспечивается должное качество образования. В результате проверок было закрыто 26 филиалов высших учебных заведений.


Начиная с 1995 года прирост численности студентов высших учебных заведений составлял 7-15% ежегодно, опережая демографические показатели, и в настоящее время приблизился к естественному максимуму (диаграмма 5Б). Рост показателей по заочной форме обучения отражает повышение интереса к получению второго высшего образования, в основном экономического или управленческого профиля, на платной основе.
Расширяется платный сектор высшего профессионального образования. В государственных и муниципальных вузах в 2004/2005 учебном году на условиях полного возмещения затрат обучалась половина студентов, а на младших курсах - более половины.
Стоимость обучения в учреждениях высшего профессионального образования ежегодно возрастает. Наиболее заметен рост стоимости обучения в государственных и муниципальных вузах, в которых в2004 году стоимость обучения за семестр, по данным мониторинга, составляла в среднем 13,9 тыс. рублей, или в 2 раза больше, чем в 2000 году.




Несмотря на широкую сеть негосударственных вузов и их филиалов, контингент обучающихся в них почти в 6 раз меньше, чем в государственных, и составляет около 15% от общей численности студентов всех вузов страны. На 1 октября 2004 г. государственную аккредитацию получили 315 (77%) негосударственных вузов.
Негосударственные высшие учебные заведения ориентированы в большей степени на работающих студентов, в том числе получающих второе высшее образование, поэтому преимущество в этих учреждениях отдается заочной форме обучения. Контингент студентов заочных отделений в 2004 году составил 65% от общей численности студентов, на очных отделениях обучалось 28% студентов.
Удельный вес студентов государственных и муниципальных высших учебных заведений, обучающихся по специальностям экономики и управления, вырос с 26% в 2000 году до 29% в 2004 году, увеличилась доля студентов, обучающихся по специальности "Юриспруденция", с 7 до 9%. Эти доли в основном аналогичны зарубежным аналогам, но качество подготовки вызывает растущую озабоченность среди работодателей.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.09.95 № 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием " в стране начата подготовка кадров по контрактам, прежде всего для бюджетной сферы. В 2004/2005 учебном году на контрактной основе обучались 365,4 тыс. студентов (6%).
Среди обучающихся по специальностям образования, здравоохранения, искусства и кинематографии, экономики и управления женщины составляют 70-86%.
Мужчины преобладают (80-92%) среди студентов, получающих высшее инженерно-техническое образование по специальностям: наземные транспортные средства, электротехника, разработка полезных ископаемых, авиационная и ракетно-космическая техника, технологические машины и оборудование, автоматика и вычислительная техника, электротехника, энергетика.
Конкурс при поступлении в высшие учебные заведения в 2004 году достиг в среднем 200 заявлений на 100 мест, в том числе по вузам, подведомственным Рособразованию, конкурс составил 380 заявлений на 100 мест. При этом особым спросом пользовались специальности филологического, экономического и юридического профилей, где конкурс на одно место составил 2-4 человека. Традиционно высокий конкурс отмечается в вузах культуры и искусства (в среднем 2-5 человек на место). Повысился интерес к естественно-научным и инженерным специальностям.


Послевузовское профессиональное образование
В течение последнего десятилетия отмечается увеличение масштабов охвата обучением в системе послевузовского образования.
Аспирантура имелась почти во всех государственных вузах уже 10 лет назад, то есть каждый вуз готовил кадры сам для себя в режиме "натурального хозяйства". Это в корне отличается от практики вузов в странах с развитым разделением труда и является одним из факторов низкой мобильности профессорско-преподавательского состава внутри страны (диаграмма 7Б).


Численность выпускников аспирантуры, успешно защитивших диссертации, остается устойчиво невысокой - около 30% (диаграмма 8Б). В то же время статистика показывает, что аспиранты, получившие до этого степень магистра, защищаются успешнее, чем остальные соискатели.

Данные по количеству вузов ведущих подготовку докторов, также свидетельствуют о тенденции у "натуральному хозяйству" - более половины вузов имеют докторантуры. При этом продуктивность их лишь ненамного выше, чем у аспирантур, - защищаются всего 35% оканчивающих докторантуру (диаграмма 9Б)


Дополнительное профессиональное образование
В образовательных учреждениях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также в иных организациях и учреждениях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования, в 2003/2004 учебном году по программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки обучались 1469,1 тыс. человек. В последние годы наблюдается тенденция роста численности лиц, получивших дополнительное профессиональное образование.
В общей численности обучавшихся 92,9% составили специалисты предприятий (объединений), организаций и учреждений, 5% - преподаватели образовательных учреждений профессионального образования, 1,8% - незанятые лица, обучавшиеся по направлению службы занятости, 0,2% - лица, уволенные с военной службы.


Профессиональное образование и рынок труда


На рынке труда выпускники с высшим профессиональным образованием пользуются большим спросом, чем выпускники со средним профессиональным. В 2004 году получили направления на работу 174,6 тыс. выпускников очных отделений государственных и муниципальных высших учебных заведений.
Больше половины выпускников (55%) трудоустроены. Предпочли самостоятельное трудоустройство 28%, продолжают обучение по очной форме обучения 13%, призваны в ряды Вооруженных сил 3%.
В 2004 году наиболее востребованными были выпускники, имеющие инженерные специальности: воспроизводства и переработки лесных ресурсов (трудоустроились по специальности 74% от общей численности выпускников данной специальности), транспорта (71%), геологии и разведки полезных ископаемых (71%), геодезии и землеустройства (70%), энергетики (63%), металлургии (62%), химической и биотехнологии (61%). Среди не получивших направление на работу заметный удельный вес выпускников по специальностям культуры и искусства (19%), сферы обслуживания, экономики и управления, приборостроения и оптотехники (по 10%). Вместе с тем доля выпускников по этим специальностям, изъявивших желание самостоятельно трудоустроиться, составляла 24-47%.

{Назад}

Источник: ОДвО №36(212) Декабрь 2005г.

ОДвО №34(210) Декабрь 2005г.


1 Доклад подготовлен к заседанию Совета по науке, технологиям и образованию, состоявшемуся в Кремле 25 октября с.г. - Ред.

2 См. Официальные документы в образовании. - 2001. - № 30. - С. 8-46. - Ред.

     

 


Rambler's Top100
г. Вологда. ул. Козленская, д. 99а, офис 43,44,
e-mail: regedu35@yandex.ru...тел.: (8172) 75-11-48

Hosted by uCoz