[ Главная Страница\Аналитика ]

 

   
 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ОБ ИТОГАХ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВВЕДЕНИЮ
ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
В 2005 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2006 ГОД[1]


Эксперимент по введению ЕГЭ (далее - эксперимент) проходит в рамках реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в соответствии с постановлениями Правительства РФ: от 16 февраля 2001 г. № 119 "Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена", от 5 апреля 2002 г. № 222 "Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена", от 29 ноября 2003 г. № 725 "О продлении на 2004 год срока проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена", от 2 марта 2005 г. № 108 "О проведении в 2005 году единого государственного экзамена".
.

Статистические данные, характеризующие масштабы и объем эксперимента
В течение пяти лет в эксперименте принимали участие:

Годы
Количество
субъектов РФ-участников эксперимента
предметов, по которым проводится
выпускников, сдававших ЕГЭ
чел./экз.
1
2
3
4
5
2001
5
8
30 000
48 524
2002
16
9
298 921
435 146

2003

47
12
654 115
1 226 734
2004
64
13
820 338
1 746 447
2005
78
13
853 495
1 893 544
2006
80
13
1 000 000
2 000 000
Годы
Количество
вузов и филиалов, участвующих в эксперименте
ссузов, участвующих
в эксперименте
министерств и ведомств
1
6
7
8
2001
16
-
3
2002
123
79
10

2003

464
928
20
2004
946
1 525
29
2005
1 543
1 765
15[2]
2006
2 000
2 000
_

Определены следующие цели единого ЕГЭ:
  • o формирование системы объективной оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов;
    o повышение доступности профессионального образования, в первую очередь для способной молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания;
  • o обеспечение преемственности общего и профессионального образования;
  • o обеспечение государственного надзора и управления качеством образования на основе независимой оценки подготовки выпускников.


В 2005 году в ЕГЭ из 78 субъектов РФ впервые участвовали - 14 (приложение 1 )[3] Почти все "старые" регионы расширили свое участие в эксперименте:
32 региона (41%) проводили ЕГЭ практически по всем основным общеобразовательным предметам, 35 регионов (44,9 %) - от трех до семи предметов и 11 регионов (14,1%) - по одному-двум предметам.
На этапе государственной (итоговой) аттестации ЕГЭ проводился по 12 общеобразовательным предметам: математика, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, литература, русский, английский, немецкий и французский языки; на этапе вступительных испытаний в вузы/ ссузы ЕГЭ проводился по 13 общеобразовательным предметам (добавился предмет "Информатика").
В 63 субъектах РФ в вузах/ссузах проводились вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ на 100% направлений подготовки (специальностей), а в 14 регионах, впервые участвующих в эксперименте по введению ЕГЭ, вступительные испытания в форме ЕГЭ проводились на 50% направлений подготовки (специальностей).


Министерства и ведомства РФ следующим образом определили участие подведомственных вузов/ссузов в ЕГЭ:

  • в формате, установленном в рамках протокола заседания коллегии Минобрнауки России от 13.10.2004 № ПК-3 - Минздравсоцразвития России, Минкультуры России, Минэкономразвития России, Минфин России, МЧС России, МПР России, Россельхоз, Росатом и Центросоюз;
  • только засчитывания результатов ЕГЭ - МИД России, Минобороны России, Мининформсвязи России, Минтранс России и Росрыболовство;
  • с МВД России, ФСБ России и Минюстом России ведется работа по определению моделей участия их подведомственных вузов/ссузов в эксперименте.


Качественные показатели


По всем предметам произошло уменьшение неудовлетворительных отметок в среднем с 12,6% в 2004 году до 10,6% в настоящем году; отличных отметок в среднем возросло с 12,4% в предыдущем году до 14,2% в 2005 году, что привело к увеличению среднего балла по каждому предмету в среднем на 1 % по сравнению с 2004 годом (приложение 2).

Сто баллов по разным предметам в июне и в июле были получены 686 выпускниками и абитуриентами, что составляет 0,04% от общего количества сдававших ЕГЭ. Кроме того, в соответствии с Положением о проведении единого государственного экзамена 98 победителям всероссийской и международных олимпиад 2005 года по соответствующим предметам было выставлено по 100 баллов ЕГЭ.
С учетом результатов ЕГЭ 2005 года было зачислено около 505 тыс. абитуриентов в 1543 вуза и филиала, что в 2,2 раза больше, чем в прошлом году. При этом в 697 вузах и филиалах, расположенных на территории 35 субъектов РФ и участвующих по всем предметам, прием осуществлялся в основном по результатам ЕГЭ.


Результаты опросов, исследований


В целом в масштабах всей страны по данным ВЦИОМ (на июнь 2005 г.) 40% опрошенных граждан к отмене вступительных испытаний в вузы/ссузы и поступления в данные образовательные учреждения по результатам ЕГЭ относятся положительно, около 26% - отрицательно. При этом необходимо отметить, что целиком положительные и резко отрицательные оценки ЕГЭ сократились, что свидетельствует об уменьшении поляризации мнений по поводу ЕГЭ.
Интерактивный опрос в Интернете, проведенный в июне среди участников ЕГЭ, показал, что подавляющее число выпускников считает возможным использовать ЕГЭ в качестве формы государственной (итоговой) аттестации (приложение 3).
В рамках мониторинга ЕГЭ в 45 регионах был проведен опрос руководящих работников сферы образования (814 чел.) и методистов (696 чел.). Результаты опроса показали, что по мере увеличения длительности участия в эксперименте растет доля руководящих работников образования, которые используют результаты ЕГЭ в управлении качеством образования и считают возможным использовать их при аттестации школ и педагогических кадров.
Необходимо подчеркнуть, что "прямое" использование результатов ЕГЭ при аттестации общеобразовательных учреждений и учителей является некорректным и может привести к негативным последствиям.


Достижение целей эксперимента


В соответствии с целью - сформировать систему объективной оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов - сделано следующее.
Апробировано несколько технологических моделей организации и проведения ЕГЭ: бланочная (основная) - в 69 субъектах РФ, автоматизированная
информационная система "Экзамен" - в 10 районах и областях, компьютеризированная - в пяти субъектах РФ.
Создана система подготовки контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) и отработаны механизмы их усовершенствования. В 2005 году разработано 465 оригинальных вариантов КИМ по 13 общеобразовательным предметам, позволивших обеспечить проведение 1 893 544 чел./экз. Расширен федеральный банк заданий КИМ и с 2006 года предусматривается поэтапное его открытие по математике и русскому языку. Следует отметить, что в состав разработчиков КИМ входят не только специалисты Федерального института педагогических измерений, но и представители вузовского сообщества, РАО, а также заслуженные учителя РФ.
Продолжено информационно-техническое обеспечение субъектов РФ, участвующих в эксперименте:
- созданы 13 новых региональных центров обработки информации, что увеличило их общее число до 76;
- проведена работа по созданию и наполнению федеральной и региональ ных баз данных выпускников школ и абитуриентов.
Эксперимент по введению ЕГЭ привел также к ряду косвенных положительных эффектов: повышение материально-технического оснащения и квалификации широкого круга работников системы образования в сфере информационных технологий, а также повышение мотивации к их использованию в практической работе, тем самым создана база для организации и проведения федеральной системы оценки качества образования.
Для повышения доступности профессионального образования, в первую очередь для способной молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания, были реализованы следующие мероприятия.
В 2005 году впервые апробирована технология организации и проведения ЕГЭ в труднодоступных и отдаленных местностях РФ: районы Республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Магаданской, Томской и Читинской областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Продолжена апробация единой системы конкурсного приема и зачисления в вузы, позволяющая абитуриентам подавать заявления сразу в несколько образовательных учреждений профессионального образования и заочно участвовать в конкурсе (т.е. без выезда к месту расположения вуза). В апробации этого года участвовали 34 вуза из 17 регионов с участием 59 тыс. чел. Число зачисленных абитуриентов по данной системе составило более 12 тыс. чел.
Организована работа по информированию участников эксперимента и заинтересованных лиц о подготовке и ходе проведения эксперимента через нормативные и научно-методические сборники, а также информационные материалы.

Анализ социальных последствий эксперимента из года в год показывает, что наибольшее количество выпускников, выбирающих государственную (итоговую) аттестацию в форме и по материалам ЕГЭ, проживает в населенных пунктах сельского типа и районных городах (с населением до 100 тыс. чел.).

В 2005 году данная категория составила около 55% от общего числа участников.

  • Так, например, в Республике Саха (Якутия) доля выпускников из сельской местности, зачисленных в вузы, выросла с 24,2% в 2003 году до 54,1% в 2005 году; доля выпускников, окончивших школу в Якутии, но поступивших в вузы других субъектов РФ, с 36,2% в 2003 году до 46,1 % в 2005 году.
  • В Республике Чувашия доля выпускников из сельской местности, зачисленных в вузы, также выросла с 40,4% в 2003 году до 43% в 2005 году; доля выпускников, окончивших школу в республике, но поступивших в вузы других регионов, с 16,4% в 2003 году до 19,3% в 2005 году.


Это еще раз подтверждает значимость ЕГЭ как инструмента повышения доступности профессионального образования для большинства выпускников, не проживающих в больших городах.
Эксперимент по введению ЕГЭ показал реальную возможность совмещения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в вузы/ссузы, что является одним из механизмов обеспечения преемственности общего и профессионального образования. Кроме этого, создание единого инструментария позволило сократить имеющий место разрыв между требованиями выпускных и вступительных экзаменов.
В 2005 году на 20-25% расширено участие представителей вузов/ссузов в процедурах организации и проведения ЕГЭ на этапе государственной (итоговой) аттестации.
Государственный надзор и управление качеством образования на основе независимой оценки подготовки выпускников обеспечивается нормативной правовой базой и инструктивными материалами, регулирующими процедуры организации и проведения ЕГЭ.
В рамках государственного надзора продолжена опытная эксплуатация Федеральной базы свидетельств о результатах ЕГЭ и увеличено число ее пользователей с 430 в 2004 году до 836 в 2005 году.
Для контроля за ходом организации и проведения эксперимента в регионах, а также для обеспечения обратной связи налажена постоянная работа портала ЕГЭ www.ege.edu.ru. За время проведения ЕГЭ в 2005 году портал посетили 333 тыс. 717 чел. Пик посещаемости пришелся на июнь.
По мере расширения эксперимента по введению ЕГЭ все большее число регионов, особенно те, кто параллельно участвует в эксперименте по введению профильного обучения в старшей школе, ставят вопрос о распространении аналогичных форм независимой оценки качества подготовки учащихся на 9-е классы. В 2004-2005 гг. уже сделаны первые шаги в этом направлении.
В дальнейшем данная работа будет продолжена в рамках решения более общей задачи - создания модели общероссийской системы оценки качества образования.


Вместе с тем в ходе организации и проведения ЕГЭ были выявлены следующие недостатки:

  • в некоторых заданиях КИМ допущены ошибки и неточности; суммарное количество замечаний к КИМ, поступивших в Федеральный институт педагогических измерений Рособрнадзора, составило 37, что в два раза меньше, чем в 2004 году; из них 20 - не принято членами Федеральной предметной комиссии, 7 - не повлекли изменений в оценке выпускников, по 10 замечаниям (по математике, русскому языку и физике) была произведена корректировка итогового балла у 1,4% от общего числа сдавших ЕГЭ по данным предметам. В настоящее время разрабатываются модели проведения экспертизы КИМ с привлечением региональных высококвалифицированных специалистов;
  • задержка выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ на местах. Для решения этой проблемы уже в этом году впервые была проведена апробация распечатки свидетельств о результатах ЕГЭ в регионах (Санкт-Петербурге и Томской области), что позволило существенно сократить сроки доставки и выдачи свидетельств, а также финансовые расходы на их пересылку. При этом не было выявлено случаев фальсификации свидетельств о результатах ЕГЭ;
  • в отдельных вузах/ссузах выявлено несоответствие правил приема студентов нормативным правовым актам федерального уровня в частях: несогласованного введения дополнительных вступительных испытаний для лиц, поступающих в вузы по результатам ЕГЭ; не все вузы придерживаются в полном объеме установленного перечня общеобразовательных предметов при разработке правил приема на направления подготовки (специальности), выделенные под ЕГЭ;

при подаче абитуриентами документов на участие в конкурсе некоторые учебные заведения требуют от них обязательного представления подлинников документов, свидетельствующих об окончании общеобразовательных учреждений, а также о результатах сдачи ЕГЭ;
в качестве вступительных испытаний засчитываются результаты выпускных экзаменов подготовительных отделений (не финансируемых из средств федерального бюджета), вузовских олимпиад и вступительных испытаний, проведенных досрочно.


Предложения и задачи на 2006 год


Полученные результаты экспериментальной работы позволяют сделать выводы о том, что основные цели эксперимента по введению ЕГЭ достигнуты. Внесенный в Правительство РФ на рассмотрение проект федерального
закона "О внесении изменений в Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части введения ЕГЭ) предполагает постепенное введение ЕГЭ в штатный режим на всей территории РФ в срок до 1 января 2008 г.
В ходе доработки проекта федерального закона были учтены практически все замечания Государственно-правового управления Президента РФ, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, научно-педагогического сообщества, общественности. Учитывая позицию ректоров вузов, в проекте федерального закона сохранена норма о дополнительных вступительных испытаний при поступлении в вузы по общеобразовательным предметам.


Для перехода к проведению ЕГЭ в штатном режиме необходимо предусмотреть выполнение работ по следующим направлениям:
1. Совершенствование нормативно-правового регулирования проведения ЕГЭ, а также государственной (итоговой) аттестации и приема в вузы/ссузы в части проведения ЕГЭ;
2. Разработка структуры и содержания КИМ с учетом новых образователь ных стандартов и компетентностного подхода.
3. Организационно-технологическое обеспечение:

  • расширение организации и проведения ЕГЭ в труднодоступных и отдаленных местностях РФ;
  • организация и проведение аудита качества программного обеспечения, используемого при проведении ЕГЭ, его доработка и сертификация;
  • апробация перекрестной проверки экзаменационных работ (между субъектами) в целях усиления информационной безопасности;
  • обеспечение условий для организации и проведения работ по распечатке свидетельств о результатах ЕГЭ на региональном уровне.

4. Разработка комплексной системы информационной безопасности функционирования информационно-технологической системы обеспечения ЕГЭ.
5. Сертификация Федеральной базы свидетельств о результатах ЕГЭ в целях предоставления ей статуса официального источника документальных данных.
6. Введение в действие автоматизированной системы информационного обеспечения единого конкурсного приема в вузы/ссузы.
7. Постепенный переход на организацию и проведение ЕГЭ в "одну волну". Таким образом, основные задачи эксперимента по введению ЕГЭ в 2005 году выполнены. Для участия в эксперименте в 2006 году поступили заявки от 80 субъектов РФ, в т.ч. от 78 регионов - участников эксперимента в 2005 году, Амурской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. С 2006 года может быть начат переход к поэтапному введению ЕГЭ в штатный режим на всей территории РФ.

Приложение 2


Информация о результатах ЕГЭ в 2005 году на этапе государственной (итоговой) аттестации

№ л/п Общеобразовательные предметы Количество субъектов РФ, участвующих в ЕГЭ Количество, чел./экз. Процент учащихся, набравших соответствующий балл по пятибалльной шкале Количество учащихся, набравших 100 баллов Средний балл



Приложение 3
Вопрос из интерактивного опроса участников ЕГЭ на этапе государственной (итоговой)аттестации


Считаете ли Вы, что ЕГЭ должны сдавать в последующие годы все выпускники школ в обязательном порядке?
(1) Да, по всем предметам: 216/2730 - 8%
(2) Да, но только по одному-двум главным предметам: 407/2730- 15%
(3) Не совсем - состав предметов должны выбирать сами учащиеся: 755/2730 - 28%
(4) Нет, ЕГЭ следует проводить только для добровольцев: 838/2730 - 31 %
(5) Нет, ЕГЭ вообще не нужен: 411/2730 - 15%
(6) Особое мнение: 103/2730 - 4%

Источник: ОвД №36(271) Декабрь 2005г.

{Назад}


1 Информация подготовлена к заседанию коллегии по аналогичному вопросу, состоявшемуся 11 ноября с.г. - Ред

2 С учетом уменьшения количества министерств и ведомств Правительства РФ в ходе проводимой административной реформы.

3 Приложение 1 при данной публикации не приводится. Перечень субъектов РФ-участников эксперимента по введению ЕГЭ в 2005 году опубликован в № 31 "ОвД> за 2004 г., с. 64-65. - Ред.

     

 

 


Rambler's Top100
г. Вологда. ул. Козленская, д. 99а, офис 43,44,
e-mail: regedu35@yandex.ru...тел.: (8172) 75-11-48

Hosted by uCoz