|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ ИТОГАХ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВВЕДЕНИЮ
ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
В 2005 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2006 ГОД[1]
Эксперимент по введению ЕГЭ (далее - эксперимент) проходит в рамках
реализации Концепции модернизации российского образования на период
до 2010 года в соответствии с постановлениями Правительства РФ:
от 16 февраля 2001 г. № 119 "Об организации эксперимента по
введению единого государственного экзамена", от 5 апреля 2002
г. № 222 "Об участии образовательных учреждений среднего профессионального
образования в эксперименте по введению единого государственного
экзамена", от 29 ноября 2003 г. № 725 "О продлении на
2004 год срока проведения эксперимента по введению единого государственного
экзамена", от 2 марта 2005 г. № 108 "О проведении в 2005
году единого государственного экзамена".
.
Статистические данные, характеризующие масштабы и объем эксперимента
В течение пяти лет в эксперименте принимали участие:
Годы
|
Количество
|
субъектов РФ-участников эксперимента
|
предметов, по которым проводится
|
выпускников, сдававших ЕГЭ
|
чел./экз.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
2001
|
5
|
8
|
30 000
|
48 524
|
2002
|
16
|
9
|
298 921
|
435 146
|
2003
|
47
|
12
|
654 115
|
1 226 734
|
2004
|
64
|
13
|
820 338
|
1 746 447
|
2005
|
78
|
13
|
853 495
|
1 893 544
|
2006
|
80
|
13
|
1 000 000
|
2 000 000
|
Годы
|
Количество
|
вузов и филиалов, участвующих в эксперименте
|
ссузов, участвующих
в эксперименте
|
министерств и ведомств
|
1
|
6
|
7
|
8
|
2001
|
16
|
-
|
3
|
2002
|
123
|
79
|
10
|
2003
|
464
|
928
|
20
|
2004
|
946
|
1 525
|
29
|
2005
|
1 543
|
1 765
|
|
2006
|
2 000
|
2 000
|
_
|
Определены следующие цели единого ЕГЭ:
- o формирование системы объективной оценки качества подготовки
выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов;
o повышение доступности профессионального образования, в первую
очередь для способной молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных
от вузовских центров мест проживания;
- o обеспечение преемственности общего и профессионального образования;
- o обеспечение государственного надзора и управления качеством
образования на основе независимой оценки подготовки выпускников.
В 2005 году в ЕГЭ из 78 субъектов РФ впервые участвовали - 14 (приложение
1 )[3] Почти все "старые" регионы
расширили свое участие в эксперименте:
32 региона (41%) проводили ЕГЭ практически по всем основным общеобразовательным
предметам, 35 регионов (44,9 %) - от трех до семи предметов и 11
регионов (14,1%) - по одному-двум предметам.
На этапе государственной (итоговой) аттестации ЕГЭ проводился по
12 общеобразовательным предметам: математика, физика, химия, биология,
география, история России, обществознание, литература, русский,
английский, немецкий и французский языки; на этапе вступительных
испытаний в вузы/ ссузы ЕГЭ проводился по 13 общеобразовательным
предметам (добавился предмет "Информатика").
В 63 субъектах РФ в вузах/ссузах проводились вступительные испытания
в форме и по материалам ЕГЭ на 100% направлений подготовки (специальностей),
а в 14 регионах, впервые участвующих в эксперименте по введению
ЕГЭ, вступительные испытания в форме ЕГЭ проводились на 50% направлений
подготовки (специальностей).
Министерства и ведомства РФ следующим образом определили участие
подведомственных вузов/ссузов в ЕГЭ:
- в формате, установленном в рамках протокола заседания коллегии
Минобрнауки России от 13.10.2004 № ПК-3 - Минздравсоцразвития
России, Минкультуры России, Минэкономразвития России, Минфин России,
МЧС России, МПР России, Россельхоз, Росатом и Центросоюз;
- только засчитывания результатов ЕГЭ - МИД России, Минобороны
России, Мининформсвязи России, Минтранс России и Росрыболовство;
- с МВД России, ФСБ России и Минюстом России ведется работа по
определению моделей участия их подведомственных вузов/ссузов в
эксперименте.
Качественные показатели
По всем предметам произошло уменьшение неудовлетворительных отметок
в среднем с 12,6% в 2004 году до 10,6% в настоящем году; отличных
отметок в среднем возросло с 12,4% в предыдущем году до 14,2% в
2005 году, что привело к увеличению среднего балла по каждому предмету
в среднем на 1 % по сравнению с 2004 годом (приложение 2).
Сто баллов по разным предметам в июне и в июле были получены 686
выпускниками и абитуриентами, что составляет 0,04% от общего количества
сдававших ЕГЭ. Кроме того, в соответствии с Положением о проведении
единого государственного экзамена 98 победителям всероссийской и
международных олимпиад 2005 года по соответствующим предметам было
выставлено по 100 баллов ЕГЭ.
С учетом результатов ЕГЭ 2005 года было зачислено около 505 тыс.
абитуриентов в 1543 вуза и филиала, что в 2,2 раза больше, чем в
прошлом году. При этом в 697 вузах и филиалах, расположенных на
территории 35 субъектов РФ и участвующих по всем предметам, прием
осуществлялся в основном по результатам ЕГЭ.
Результаты опросов, исследований
В целом в масштабах всей страны по данным ВЦИОМ (на июнь 2005 г.)
40% опрошенных граждан к отмене вступительных испытаний в вузы/ссузы
и поступления в данные образовательные учреждения по результатам
ЕГЭ относятся положительно, около 26% - отрицательно. При этом необходимо
отметить, что целиком положительные и резко отрицательные оценки
ЕГЭ сократились, что свидетельствует об уменьшении поляризации мнений
по поводу ЕГЭ.
Интерактивный опрос в Интернете, проведенный в июне среди участников
ЕГЭ, показал, что подавляющее число выпускников считает возможным
использовать ЕГЭ в качестве формы государственной (итоговой) аттестации
(приложение 3).
В рамках мониторинга ЕГЭ в 45 регионах был проведен опрос руководящих
работников сферы образования (814 чел.) и методистов (696 чел.).
Результаты опроса показали, что по мере увеличения длительности
участия в эксперименте растет доля руководящих работников образования,
которые используют результаты ЕГЭ в управлении качеством образования
и считают возможным использовать их при аттестации школ и педагогических
кадров.
Необходимо подчеркнуть, что "прямое" использование
результатов ЕГЭ при аттестации общеобразовательных учреждений и
учителей является некорректным и может привести к негативным последствиям.
Достижение целей эксперимента
В соответствии с целью - сформировать систему объективной оценки
качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и
абитуриентов - сделано следующее.
Апробировано несколько технологических моделей организации и проведения
ЕГЭ: бланочная (основная) - в 69 субъектах РФ, автоматизированная
информационная система "Экзамен" - в 10 районах и областях,
компьютеризированная - в пяти субъектах РФ.
Создана система подготовки контрольных измерительных материалов
(далее - КИМ) и отработаны механизмы их усовершенствования. В 2005
году разработано 465 оригинальных вариантов КИМ по 13 общеобразовательным
предметам, позволивших обеспечить проведение 1 893 544 чел./экз.
Расширен федеральный банк заданий КИМ и с 2006 года предусматривается
поэтапное его открытие по математике и русскому языку. Следует отметить,
что в состав разработчиков КИМ входят не только специалисты Федерального
института педагогических измерений, но и представители вузовского
сообщества, РАО, а также заслуженные учителя РФ.
Продолжено информационно-техническое обеспечение субъектов РФ, участвующих
в эксперименте:
- созданы 13 новых региональных центров обработки информации, что
увеличило их общее число до 76;
- проведена работа по созданию и наполнению федеральной и региональ
ных баз данных выпускников школ и абитуриентов.
Эксперимент по введению ЕГЭ привел также к ряду косвенных положительных
эффектов: повышение материально-технического оснащения и квалификации
широкого круга работников системы образования в сфере информационных
технологий, а также повышение мотивации к их использованию в практической
работе, тем самым создана база для организации и проведения федеральной
системы оценки качества образования.
Для повышения доступности профессионального образования,
в первую очередь для способной молодежи из малообеспеченных семей
и отдаленных от вузовских центров мест проживания, были реализованы
следующие мероприятия.
В 2005 году впервые апробирована технология организации и проведения
ЕГЭ в труднодоступных и отдаленных местностях РФ: районы Республики
Саха (Якутия), Хабаровского края, Магаданской, Томской и Читинской
областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Продолжена апробация единой системы конкурсного приема и зачисления
в вузы, позволяющая абитуриентам подавать заявления сразу в несколько
образовательных учреждений профессионального образования и заочно
участвовать в конкурсе (т.е. без выезда к месту расположения вуза).
В апробации этого года участвовали 34 вуза из 17 регионов с участием
59 тыс. чел. Число зачисленных абитуриентов по данной системе составило
более 12 тыс. чел.
Организована работа по информированию участников эксперимента и
заинтересованных лиц о подготовке и ходе проведения эксперимента
через нормативные и научно-методические сборники, а также информационные
материалы.
Анализ социальных последствий эксперимента из года в год показывает,
что наибольшее количество выпускников, выбирающих государственную
(итоговую) аттестацию в форме и по материалам ЕГЭ, проживает в населенных
пунктах сельского типа и районных городах (с населением до 100 тыс.
чел.).
В 2005 году данная категория составила около 55% от общего числа
участников.
- Так, например, в Республике Саха (Якутия) доля выпускников
из сельской местности, зачисленных в вузы, выросла с 24,2% в 2003
году до 54,1% в 2005 году; доля выпускников, окончивших школу
в Якутии, но поступивших в вузы других субъектов РФ, с 36,2% в
2003 году до 46,1 % в 2005 году.
- В Республике Чувашия доля выпускников из сельской местности,
зачисленных в вузы, также выросла с 40,4% в 2003 году до 43% в
2005 году; доля выпускников, окончивших школу в республике, но
поступивших в вузы других регионов, с 16,4% в 2003 году до 19,3%
в 2005 году.
Это еще раз подтверждает значимость ЕГЭ как инструмента повышения
доступности профессионального образования для большинства выпускников,
не проживающих в больших городах.
Эксперимент по введению ЕГЭ показал реальную возможность совмещения
государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных
учреждений и вступительных испытаний в вузы/ссузы, что является
одним из механизмов обеспечения преемственности общего и профессионального
образования. Кроме этого, создание единого инструментария позволило
сократить имеющий место разрыв между требованиями выпускных и вступительных
экзаменов.
В 2005 году на 20-25% расширено участие представителей вузов/ссузов
в процедурах организации и проведения ЕГЭ на этапе государственной
(итоговой) аттестации.
Государственный надзор и управление качеством образования на основе
независимой оценки подготовки выпускников обеспечивается нормативной
правовой базой и инструктивными материалами, регулирующими процедуры
организации и проведения ЕГЭ.
В рамках государственного надзора продолжена опытная эксплуатация
Федеральной базы свидетельств о результатах ЕГЭ и увеличено число
ее пользователей с 430 в 2004 году до 836 в 2005 году.
Для контроля за ходом организации и проведения эксперимента в регионах,
а также для обеспечения обратной связи налажена постоянная работа
портала ЕГЭ www.ege.edu.ru. За время проведения ЕГЭ в 2005 году
портал посетили 333 тыс. 717 чел. Пик посещаемости пришелся на июнь.
По мере расширения эксперимента по введению ЕГЭ все большее число
регионов, особенно те, кто параллельно участвует в эксперименте
по введению профильного обучения в старшей школе, ставят вопрос
о распространении аналогичных форм независимой оценки качества подготовки
учащихся на 9-е классы. В 2004-2005 гг. уже сделаны первые шаги
в этом направлении.
В дальнейшем данная работа будет продолжена в рамках решения более
общей задачи - создания модели общероссийской системы оценки качества
образования.
Вместе с тем в ходе организации и проведения ЕГЭ были выявлены следующие
недостатки:
- в некоторых заданиях КИМ допущены ошибки и неточности; суммарное
количество замечаний к КИМ, поступивших в Федеральный институт
педагогических измерений Рособрнадзора, составило 37, что в два
раза меньше, чем в 2004 году; из них 20 - не принято членами Федеральной
предметной комиссии, 7 - не повлекли изменений в оценке выпускников,
по 10 замечаниям (по математике, русскому языку и физике) была
произведена корректировка итогового балла у 1,4% от общего числа
сдавших ЕГЭ по данным предметам. В настоящее время разрабатываются
модели проведения экспертизы КИМ с привлечением региональных высококвалифицированных
специалистов;
- задержка выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ на местах. Для
решения этой проблемы уже в этом году впервые была проведена апробация
распечатки свидетельств о результатах ЕГЭ в регионах (Санкт-Петербурге
и Томской области), что позволило существенно сократить сроки
доставки и выдачи свидетельств, а также финансовые расходы на
их пересылку. При этом не было выявлено случаев фальсификации
свидетельств о результатах ЕГЭ;
- в отдельных вузах/ссузах выявлено несоответствие правил приема
студентов нормативным правовым актам федерального уровня в частях:
несогласованного введения дополнительных вступительных испытаний
для лиц, поступающих в вузы по результатам ЕГЭ; не все вузы придерживаются
в полном объеме установленного перечня общеобразовательных предметов
при разработке правил приема на направления подготовки (специальности),
выделенные под ЕГЭ;
при подаче абитуриентами документов на участие в конкурсе некоторые
учебные заведения требуют от них обязательного представления подлинников
документов, свидетельствующих об окончании общеобразовательных учреждений,
а также о результатах сдачи ЕГЭ;
в качестве вступительных испытаний засчитываются результаты выпускных
экзаменов подготовительных отделений (не финансируемых из средств
федерального бюджета), вузовских олимпиад и вступительных испытаний,
проведенных досрочно.
Предложения и задачи на 2006 год
Полученные результаты экспериментальной работы позволяют сделать
выводы о том, что основные цели эксперимента по введению ЕГЭ достигнуты.
Внесенный в Правительство РФ на рассмотрение проект федерального
закона "О внесении изменений в Закон РФ "Об образовании"
и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" (в части введения ЕГЭ) предполагает постепенное
введение ЕГЭ в штатный режим на всей территории РФ в срок до 1 января
2008 г.
В ходе доработки проекта федерального закона были учтены практически
все замечания Государственно-правового управления Президента РФ,
Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве
РФ, научно-педагогического сообщества, общественности. Учитывая
позицию ректоров вузов, в проекте федерального закона сохранена
норма о дополнительных вступительных испытаний при поступлении в
вузы по общеобразовательным предметам.
Для перехода к проведению ЕГЭ в штатном режиме необходимо предусмотреть
выполнение работ по следующим направлениям:
1. Совершенствование нормативно-правового регулирования проведения
ЕГЭ, а также государственной (итоговой) аттестации и приема в вузы/ссузы
в части проведения ЕГЭ;
2. Разработка структуры и содержания КИМ с учетом новых образователь
ных стандартов и компетентностного подхода.
3. Организационно-технологическое обеспечение:
- расширение организации и проведения ЕГЭ в труднодоступных и
отдаленных местностях РФ;
- организация и проведение аудита качества программного обеспечения,
используемого при проведении ЕГЭ, его доработка и сертификация;
- апробация перекрестной проверки экзаменационных работ (между
субъектами) в целях усиления информационной безопасности;
- обеспечение условий для организации и проведения работ по распечатке
свидетельств о результатах ЕГЭ на региональном уровне.
4. Разработка комплексной системы информационной безопасности функционирования
информационно-технологической системы обеспечения ЕГЭ.
5. Сертификация Федеральной базы свидетельств о результатах ЕГЭ
в целях предоставления ей статуса официального источника документальных
данных.
6. Введение в действие автоматизированной системы информационного
обеспечения единого конкурсного приема в вузы/ссузы.
7. Постепенный переход на организацию и проведение ЕГЭ в "одну
волну". Таким образом, основные задачи эксперимента по введению
ЕГЭ в 2005 году выполнены. Для участия в эксперименте в 2006 году
поступили заявки от 80 субъектов РФ, в т.ч. от 78 регионов - участников
эксперимента в 2005 году, Амурской области и Усть-Ордынского Бурятского
автономного округа. С 2006 года может быть начат переход к поэтапному
введению ЕГЭ в штатный режим на всей территории РФ.
Приложение 2
Информация о результатах ЕГЭ в 2005 году на этапе государственной
(итоговой) аттестации
№ л/п Общеобразовательные предметы Количество субъектов РФ, участвующих
в ЕГЭ Количество, чел./экз. Процент учащихся, набравших соответствующий
балл по пятибалльной шкале Количество учащихся, набравших 100 баллов
Средний балл
Приложение 3
Вопрос из интерактивного опроса участников ЕГЭ на этапе государственной
(итоговой)аттестации
Считаете ли Вы, что ЕГЭ должны сдавать в последующие годы все выпускники
школ в обязательном порядке?
(1) Да, по всем предметам: 216/2730 - 8%
(2) Да, но только по одному-двум главным предметам: 407/2730- 15%
(3) Не совсем - состав предметов должны выбирать сами учащиеся:
755/2730 - 28%
(4) Нет, ЕГЭ следует проводить только для добровольцев: 838/2730
- 31 %
(5) Нет, ЕГЭ вообще не нужен: 411/2730 - 15%
(6) Особое мнение: 103/2730 - 4%
Источник: ОвД №36(271) Декабрь 2005г.
{Назад}
1 Информация подготовлена к заседанию коллегии
по аналогичному вопросу, состоявшемуся 11 ноября с.г. - Ред
2 С учетом уменьшения количества министерств и
ведомств Правительства РФ в ходе проводимой административной реформы.
3 Приложение 1 при данной публикации не приводится.
Перечень субъектов РФ-участников эксперимента по введению ЕГЭ в
2005 году опубликован в № 31 "ОвД> за 2004 г., с. 64-65.
- Ред.
|